214 лет назад из Кронштадта вышла экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского. Русские моряки на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое русское кругосветное плавание и вписали свои имена в историю.
Не только о научном, но и о политическом значении этого подвига, напоминает Константин Ранкс.
7 августа. В этот день 1803 года началось первое русское кругосветное плавание. В море вышли два трехмачтовых шлюпа, «Надежда» и «Нева», под командованием Крузенштерна и Лисянского. Сегодня есть смысл вспомнить о том, что это плавание в свое время было воспринято прогрессивной общественностью России с большим воодушевлением. И вот почему...
Несмотря на то, что еще Петр Великий старался открыть свое отечество всему миру, посредством развития флота и стимулированием морской торговли, сохранялась и консервативная точка зрения, предполагавшая достаточным прибрежное, каботажное плавание, и из водных видов транспорта видевшее главным речной. Страна, закукленная сама в себе — такое мировоззрение было привычным.
Не удивительно, что когда молодой морской офицер Крузенштерн в 1799 году выступил с идеей развития транспортировки грузов из Камчатки и Дальнего Востока вообще в Петербург морским путем через океаны, его ждал холодный отказ. Тем не менее — он совершенно справедливо обозначил выгоды такого пути — так как доставка грузов по суше требовало множественной перевалки груза. Риск потерь, как ни странно был даже больше, чем при морской транспортировке, поскольку требовалась защита от разбойников, от порчи, и тоже от утопления в стремительных сибирских реках.
Идеи Крузенштерна поддержала неожиданно Русско-американская компания в 1802 году, когда ее специалисты пришли к выводу что море — это наивыгоднейший путь транспортировки грузов из Аляски и Камчатки в Европейскую часть России. Тут вспомнили и о Крузенштерне.
Экспедиция не только совершила целый ряд географических открытий, и выполнила разнообразные поручения, но и в итоге доставила в Петербург заморские товары, в первую очередь ценную пушнину. Было доказано, что дальние морские путешествия под умелым командованием способны совершать и уроженцы мест, где не то что моря, больших рек нет.
На шлюпе «Надежда» за три года плаваний не было ни одного смертельного случая, что поразило современников. Александр I щедро наградил участников экспедиции, включая нижних чинов, которые получили право уйти в отставку с пожизненным пенсионом.
Даже простые матросы были нарасхват — все хотели услышать из первых уст о далеких странах, о морских чудищах, о удивительных народах и их традициях. Море открылось совсем с другой стороны — как возможность отправиться к новым берегам, увидеть чудеса света и заработать на этом. Дальний Восток оказался одним из берегов удивительного океана, и идея Петра I «стать на море» раскрылась во всем своем величии.
Партии изоляционистов-консерваторов был нанесен ощутимый удар. А к выходу в рейс стали готовиться новые экспедиции — но это уже другая история...
Posted by НКО "Канадская служба новостей"
Не только о научном, но и о политическом значении этого подвига, напоминает Константин Ранкс.
7 августа. В этот день 1803 года началось первое русское кругосветное плавание. В море вышли два трехмачтовых шлюпа, «Надежда» и «Нева», под командованием Крузенштерна и Лисянского. Сегодня есть смысл вспомнить о том, что это плавание в свое время было воспринято прогрессивной общественностью России с большим воодушевлением. И вот почему...
Несмотря на то, что еще Петр Великий старался открыть свое отечество всему миру, посредством развития флота и стимулированием морской торговли, сохранялась и консервативная точка зрения, предполагавшая достаточным прибрежное, каботажное плавание, и из водных видов транспорта видевшее главным речной. Страна, закукленная сама в себе — такое мировоззрение было привычным.
Не удивительно, что когда молодой морской офицер Крузенштерн в 1799 году выступил с идеей развития транспортировки грузов из Камчатки и Дальнего Востока вообще в Петербург морским путем через океаны, его ждал холодный отказ. Тем не менее — он совершенно справедливо обозначил выгоды такого пути — так как доставка грузов по суше требовало множественной перевалки груза. Риск потерь, как ни странно был даже больше, чем при морской транспортировке, поскольку требовалась защита от разбойников, от порчи, и тоже от утопления в стремительных сибирских реках.
Идеи Крузенштерна поддержала неожиданно Русско-американская компания в 1802 году, когда ее специалисты пришли к выводу что море — это наивыгоднейший путь транспортировки грузов из Аляски и Камчатки в Европейскую часть России. Тут вспомнили и о Крузенштерне.
Экспедиция не только совершила целый ряд географических открытий, и выполнила разнообразные поручения, но и в итоге доставила в Петербург заморские товары, в первую очередь ценную пушнину. Было доказано, что дальние морские путешествия под умелым командованием способны совершать и уроженцы мест, где не то что моря, больших рек нет.
На шлюпе «Надежда» за три года плаваний не было ни одного смертельного случая, что поразило современников. Александр I щедро наградил участников экспедиции, включая нижних чинов, которые получили право уйти в отставку с пожизненным пенсионом.
Даже простые матросы были нарасхват — все хотели услышать из первых уст о далеких странах, о морских чудищах, о удивительных народах и их традициях. Море открылось совсем с другой стороны — как возможность отправиться к новым берегам, увидеть чудеса света и заработать на этом. Дальний Восток оказался одним из берегов удивительного океана, и идея Петра I «стать на море» раскрылась во всем своем величии.
Партии изоляционистов-консерваторов был нанесен ощутимый удар. А к выходу в рейс стали готовиться новые экспедиции — но это уже другая история...
Nota Bene
http://www.fontanka.ruPosted by НКО "Канадская служба новостей"
Комментариев нет :
Отправить комментарий