Устоят ли русские богатыри перед ценностями


Библиотеки онлайн-платформ могут изрядно похудеть, если изменения в законодательстве о прокатных удостоверениях, принятые в первом чтении Государственной думой, вступят в силу. «Фонтанка» посмотрела, почему даже сказки или советские фильмы могут не пройти тестирование традиционными ценностями.

Справка
24 июня Государственная дума приняла в первом чтении проект, вносящий изменения в законы «Об информации» и «О государственной поддержке кинематографа». По нему, все площадки, включенные в реестр аудиовизуальных сервисов (АВС), должны будут получить прокатные удостоверения на каждый фильм из их библиотеки. Кроме того, законопроект предусматривает отказ в выдаче прокатного удостоверения фильмам, которые «пропагандируют отрицание традиционных ценностей или порочат их». Фильмы и сериалы, не получившие таких удостоверений, зрители не увидят не только в кинотеатрах, но и в интернете — на онлайн-платформах и на телевизионных каналах.

Шрек или наши богатыри?
Что может быть традиционнее мультфильма про русских богатырей из стольного Киева? Но посмотрите: семьей они не то чтобы сильно дорожат — вечно по миру колесят в поисках подвигов и вызволяя непутевого князя Киевского. Тут, с одной стороны, по пунктам ценностей «патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу» эти мультики проходят. Но князь — не тот герой, что вызывает большое уважение у зрителя. А наши князья — великие, как мы помним. Так что по пункту «историческая память» — жирный минус.

Жены, опять же, не всегда демонстрируют женственность — коня на скаку останавливают и мужей из бед вызволяют. Семьи, конечно, крепкие, но бездетные, а это не наш вариант. Зрительские симпатии, как правило, достаются коню Юлию, а персонаж ведь тоже с точки зрения традиционных ценностей не сильно хорош — не проходит по узаконенным пунктам «созидательный труд», «коллективизм», «взаимопомощь и взаимоуважение».

Так что даже исчезнувший с онлайн-платформ образ Шрека обладал бóльшими шансами на получение разрешения от Минкульта — детей у него много, за семью — горой. Не отзовут ли богатырей в связи с новым законодательством?

Справка
Владельцы аудиовизуальных сервисов (АВС) говорят, что у 90% их контента нет прокатных удостоверений от Минкульта и Роскомнадзора, об этом сообщает РБК со ссылкой на ассоциацию «Интернет-видео» и «Кинопоиск». Изданию рассказали, что если исходить из количества оформляемых в Минкульте прокатных удостоверений в год, узаконивание только имеющейся библиотеки займет годы. Кроме того, трудно предугадать, какие фильмы могут его не получить — потому что критериев для оценки «пропаганды отрицания традиционных ценностей» нет, их должны будут разработать в Роскомнадзоре и Министерстве культуры в случае принятия закона.


Сказка — ложь
Переключая телеканалы, натыкаешься, например, на «Тот самый Мюнхгаузен» с героем — вруном и фантазером и залипаешь — неважно, в середине первой или в конце второй серии начал смотреть. Наш герой вовсе не пропагандист традиционных ценностей: семью-то бросил.

А если вспомнить времена, когда каждые выходные можно было случайно наткнуться на неважно какую серию «Гарри Поттера» — между прочим, про дружбу, про любовь к своим родителям, про победу добра над злом? Тоже не оторваться. Но даже эту сказку православные активисты из «Сорока сороков» называли в ноябре 2022 года «пропитанной чуждыми нам духовными ценностями», в том числе потому, что в ней рассказывается про запрещённые в христианстве колдовство и волхование. По этой же логике следовало бы не выпускать на экраны современные сказки вроде «По щучьему веленью» или «Последний богатырь». «Гарри Поттер» исчез с экранов телевизоров, потому что запрещен к показу в нашей стране правообладателями. Не ждет ли та же участь фильмы с Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным, уже по другой причине — из-за того, что у них нет прокатного удостоверения.

«Значит, будут грабить»
Несмотря на то что в Указе президента РФ от 9 ноября 2022 года названы 17 традиционных ценностей, из-за проблем с демографией в России больше всего обсуждается одна — «крепкая семья». Поэтому и внимания больше всего уделяется феминизму, нетрадиционной сексуальной ориентации, идеологии чайлдфри, вредным для семьи разводам.

Значит, придется забыть о фильмах и сериалах, что показывает «Амедиатека» на «Кинопоиске», пока лишь удаляя запрещенные сцены или намек на нетрадиционные отношения («Сквозь снег»). Ни за что не пройдут экспертизу «Секс в большом городе», «Клуб плохих матерей», «Почему женщины убивают», «Новые амазонки» или «Наследники» (про семью, но плохую).

Непонятна даже судьба топовых сериалов Первого канала с героями-интровертами (если не использовать неполиткорректный медицинский диагноз) «Метод» или «Триггер», с неустроенными разводящимися семьями — «Хор» или «Шифр» или биографический — про так и не создавшую семью великую Фаину Раневскую.

Если говорить о нескрепном феминизме, активно попираемом сегодня в дебатах про то, что женщина должна рожать и не отвлекаться на глупости, то фильмы, которые демонстрировались на советских экранах, будут потеряны для истории. Вспомните любимое советское кино — нет, не с Нонной Мордюковой в образе феминистки («Председатель»), о существовании этого фильма уже мало кто знает. А то кино, что можно пересматривать хоть ежегодно, и официальные телеканалы, действительно показывают их регулярно. В них — все не одобряемое традиционными ценностями: женская самостоятельность, разводы и адюльтеры. Значит ли это, что «Москва слезам не верит», например, уйдет из нашей жизни: ведь героиня достигла всего без мужа, самостоятельно вырастила дочь?

А вот — любимая «Ирония судьбы, или С легким паром», помните:

Сколько вам лет? 32? 33?

Тридцать четыре.

Тридцать четыре? А семьи все нет, ну, не получилось.

Или «Любовь и голуби» — с уходом мужа из семьи и возвращением: «А я со своей в контрах. Она там, а я тут. Она туда, а я сюда. Пускай помарафонит».

«Осенний марафон»:

Посиди, посиди. Чем по бабам бегать. В нашем возрасте!

По каким бабам?

Ленинград — город маленький, Андрей Палыч.

Или «Забытая мелодия для флейты»:

Между нами ничего нет, абсолютно ничего. Я просто снимаю у неё угол.

Вот об этом никому, кроме меня, не говори, ладно? Поселиться у молодой, красивой женщины, которую любишь, и не жить с ней — это извращение!

Что касается совсем старой комедийной классики вроде «Свадьбы в Малиновке» («Ленфильм») или «Трембиты» (Свердловская киностудия), то ее давненько центральные телеканалы не показывают. Они не только традиционным ценностям не соответствуют («Женщина я или не женщина?! — Не разобрал»), но и политической ситуации («Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один… стоять за свободную личность… Значит, будут грабить»).

Женя Авербах, «Фонтанка.ру»
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Некоммерческое сообщество журналистов Non profit 

Комментариев нет :