Макрон отрицает свою ответственность


Через год с небольшим после досрочных выборов, назначенных президентом Эммануэлем Макроном в июне 2024 года, Франция столкнулась с очередным политическим кризисом. Премьер-министр Себастьян Лекорню подал в понедельник, 6 октября, в отставку менее чем через 24 часа после формирования правительства. Однако он будет продолжать исполнять обязанности вплоть до назначения нового главы кабинета.

Переживаем ли мы кризис режима, задают сегодня себе вопрос французы? Правительство Лекорню просуществовало всего несколько часов... В повестке дня обозначился роспуск Национального собрания и новые выборы. «Республика в движении» (первоначальное название партии Макрона) превратилась в движение, зашедшее в тупик. Возможные последствия: погружение страны в политический и экономический хаос. Однако президент Макрон полностью отрицает ответственность за плачевный результат своего правления.

Неужели страна, подарившая человечеству «Свободу. Равернство. Братство», бесславно уйдёт с европейской арены и скатится в пучину анархии?

Вопрос, конечно, интересный. Франция переживает кризис не только демократических институтов, но и правящих элит.Столкновение интересов власть предержащих и (правой и левой) оппозиции, подпитываемая взаимной неприязнью, их глубокое различие во взглядах на общественный проект будущего страны, создают предпосылки для революционной ситуации. Революции происходят тогда, когда верхи не справляются, а низы не хотят мириться с положением вещей. Какова логика развития событий в таких случаях? Кое-кто уже заговорил об необходимости появления авторитарного правителя. Эммануэль Макрон явно не подходящая фигура для таких экспериментов.

В последние несколько дней со страниц мировой прессы вспорхнули «хромые утки», явно намекая на президента Франции, который считается слабым как на национальной, так и на международной арене. «Он хромая утка, ковыляющая к концу своего запланированного срока полномочий в 2027 году», — пишет британская Times. «Хромая утка Макрон теперь сидячая утка», — заявляет информационное агентство Bloomberg.

«Хромая утка» — птица, которая с незапамятных времен обитала в американском политическом лексиконе. В широком смысле это выражение относится к проштрафившемуся политику, или, если опираться на орнитологическую метафору, к тому, кто подрастерял свои пёрышки.Они остаются до поры до времени на своём посту, но теряют власть, влияние и популярность.

В Соединённых Штатах этот термин используется с середины XIX века. Впервые это выражение было использовано в прессе по отношению к действующему американскому президенту в мае 1926 года, когда провинциальная газета «Эпплтон Пост-Кресент» опубликовала статью под названием «Превращение Кулиджа в хромую утку». Шесть лет спустя в США была принята 20-я поправка, которая стала известна как «поправка хромой утки», и была связана с переносом даты инаугурации президента с 4 марта на 20 января, чтобы сократить дистанцию между днём выборов и вступлением в должность нового президента. Сегодня этот термин описывает главу исполнительной власти, президента, в конце своего срока, с нетерпением ожидающего своей замены и появления нового лица в Овальном кабинете. После президентских выборов 5 ноября 2024 года и вплоть до приведения к присяге Дональда Трампа 20 января 2025 года Джо Байден прекрасно справлялся с ролью «хромой утки».

Однако, что ждёт Францию дальше? Отставка премьер-министра Себастьяна Лекорню, по общему мнению, открывает новый период политической нестабильности, хотя Конституция, законы и республиканские традиции продолжают функционировать как ни в чём не бывало. Впрочем, в преддверии спорных и решающих дебатов по бюджету возникает ряд вопросов о том, кто и как будет управлять страной. Когда премьер-министр уходит в отставку, обычно правительство обеспечивает преемственность, занимаясь повседневными делами до тех пор, пока не будет утверждён новый кабинет министров. Иными словами, президент принимает отставку премьера, и правительство превращается во временное. Министерством обороны, кстати, будет по-прежнему руководить непосредственно Лекорню, который был министром обороны до назначения на пост премьер-министра. Исполняющие обязанности министров могут осуществлять только политически нейтральные административные действия, такие как одобрение заявок от некоммерческих организаций. Они не уполномочены делать важные назначения или проводить реформы. Тем не менее, они сохраняют способность принимать срочные решения в ответ на террористическую атаку или кризис в области общественного здравоохранения. Временное правительство не может быть свергнуто Национальным собранием, так как его отставка уже вступила в силу.

В конечном счёте, выбор нового премьер-министра прерогатива президента. Для этого у него нет крайнего срока. Теоретически он может выбрать кого угодно, в том числе повторно назначить Лекорню даже против его нежелания возглавить правительство. Тем не менее Макрону нужно найти того из кандидатов, кто сможет достичь консенсуса/компромисса в Национальном собрании, чтобы избежать ещё одной отставки или вотума недоверия.

Кого предпочтет видеть Макрон следующим «мальчиком для битья»? Поживём —увидим. Кажется маловероятным, что Макрон выберет премьер-министра из центристского блока, учитывая неудачи Байру и Лекорню. Выберет ли он премьер-министра из рядов «консервативных республиканцев», которые находятся в правительстве с коалицией Макрона с сентября 2024 года? Президент также может обратиться к левым или крайне правому Национальному объединению (RN) в попытке сформировать правительство, хотя оба они являются меньшинством в Национальном собрании и им придётся вести переговоры о союзах или пактах о ненападении с другими политическими силами, чтобы избежать свержения. Любопытно, что запрет на участие в выборах, наложенный на ультраправого лидера Марин Ле Пен в конце марта в рамках её приговора за растрату государственных средств, не препятствует её назначению на пост премьер-министра.

Ещё один из вариантов: формирование «технического» правительства для решения текущих неотложных вопросов во главе с беспартийным кандидатом, пока ведётся поиск долгоиграющего решения.С учётом крайне проблематичного «большинства» Эммануэля Макрона на предстоящих новых выборах, ситуация кажется вполне тупиковой. Поползновения же к его досрочной отставке, высказанные некоторыми радикально настроенными политическими лидерами, успехом не увенчались. Макрон решительно утверждает, что будет отбывать свой срок от звонка до звонка, то есть, до 2027 года. Тем более, что процедура отстранения президента от должности не так проста и определена статьей 68 Конституции, которая гласит, что подобное возможно только в случаях «уклонения от исполнения обязанностей, явно несовместимых с осуществлением мандата». Это может касаться политического или даже (ненадлежащего) частного поведения президента, при условии, что эти действия подорвали достоинство первого лица Франции. Оглядываясь на недавние казусы с французскими президентами, утверждать, что такой поворот событий исключён, не берёмся. Они тоже люди, тоже человеки.
Валерий Рубин
Дата публикации: 10.10.2025 13:19
Адрес материала: http://iarex.ru/articles/150887.html
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции Некоммерческое сообщество журналистов Non profit

No comments :