Кандидатами от партий становятся победители кремлевских конкурсов «Лидеры России» и слушатели учебы президентской администрации. Люди с похожими навыками, готовые влиться в любой политический бренд: надо будет, пойдут в «Единую Россию», надо - в «Справедливую». Для них первична сама политическая корпорация Кремля.
Применять корпоративные технологии в политической жизни - главная страсть нынешнего главы внутриполитического блока президентской администрации Сергея Кириенко. Стандартная процедура отбора и типизация глав регионов, губернаторский кадровый резерв с регулярной учебой и тренингами, похожие сборы для вице-губернаторов, управленческие конкурсы «Лидеры России», KPI на выборах - все это пришло из практики крупных корпораций.
Эта технократизация (или точнее, корпоративизация) российской политики началась с самого близкого к Кремлю контура - губернаторского. А дальше предсказуемо добралась до более отдаленного - партийного. Методы корпоративного управления теперь будут предсказуемой и управляемой, независимо от конкретных проектов.
Игры в бренды
Одну из корпоративных методик - диверсификацию брендов - Кремль стал внедрять в партийное строительство еще полтора года назад. К старту парламентской кампании в России должно было появиться несколько новых нишевых проектов. В Кремле сочли, что протестные настроения в российском обществе связаны с тем, что у некоторых социальных групп нет своих представителей в их парламенте - вот им и решили обеспечить.
Для сталинистов-ультрапатриотов создали партию «За правду» во главе с Захаром Прилепиным, для тех, кого волнует экология, - «Зеленую альтернативу» с картинками Васи Ложкина, для не слишком рассерженных горожан - умеренно либеральных «Новых людей» бизнесмен Алексея Нечаева и так далее. Новым проектам помогли пройти в несколько региональных заксобраний на выборах 2020 года, чтобы они могли участвовать в думской кампании без сбора подписей.
Кремль не будет против, если кто-то из новых партий даже попадет в Думу. Целью их создания было раздробить протестное голосование, а дальше голоса, отданные за тех, кто не преодолел 5% -ный барьер, достались бы «Единой России основной».
Создание новых структур под кремлевским покровителем шло скорее по законам бренд-менеджмента, чем политика. Каждой партии выделили понятную нишу, за каждую закрепили свой бренд-менеджера из президентской администрации, каждому из них спущен свой KPI. Все, как крупные компаниих, где примерно одну и ту же продукцию продают под разными нишевыми брендами - экологичным, премиальным, народным.
Если оказывается, что какая-то из предложенных потребителям марок не пользуется популярностью, то ее можно отдать без ущерба для системы в целом - это уже произошло с Партией прямой демократии, которая не смогла пройти ни в одно региональное заксобрание.
Какие-то бренды можно попробовать объединить для лучшей выживаемости - так объединили «Справедливую Россию», «За правду» и «Патриотов России». Слиянию не помешала ни разница в идеологии, ни конфликты между лидерами - для Кремля важнее упорядочить линейку партийных брендов.
Наконец, нельзя допускать и того, чтобы одни бренды подрывали позиции других. Поэтому «Новым людям» недвусмысленно напомнили необходимость вести более сдержанную и нишевую агитацию после того, как партия перевыполнила КПИ и смогла пройти сразу четыре заксобрания на выборах 2020 года.
Под управлением управлением
Новыми партийными проектами дело не ограничилось. Еще одним шагом к корпоративной политике стало введение внешнего управления не только в новых, но и в старых системных партиях. В их руководство вошли близкие к президентской администрации политтехнологи, которые, по сути, отвечают за оперативное управление, партии, включая распределение средств, выбор тем для агитации и кандидатов и руководителей отделов.
Раньше такие решения принимали сами лидеры партий или их люди. Что-то, конечно, согласовывали в Кремле, но, как правило, по серьезным вопросам. Сейчас появляются внешние управляющие, которые не допустят несогласованной критики власти или сразу пресекут переговоры с нежелательным кандидатом, чтобы потом не было скандалов с его снятием.
В итоге партии окончательно встраиваются в госкорпорацию «Росполитика». Даже «Единой России», самому крупному и самостоятельному кремлевскому бренду, выделили отдельного внешнего управляющего, замглавы управления президентской администрации по Госсовету Бориса Раппопорта.
В КПРФ, кампанию по укрощению которой Кремль ведет, следующим главой, вероятно, станет депутат Госдумы Юрий Афонин - человек, близкий по типажу к «технократам Кириенко» и имеющий хорошие отношения с президентской администрацией. Он уже получил должность первого зама Геннадия Зюганова.
Владимир Жириновский вряд ли липит внешнее управление в ЛДПР, но после его ухода в обозримом будущем партия не сможет выжить без поддержки - а значит, и более плотного контроля - со стороны Кремля.
Просто бизнес
Корпоративная система управления партиями удобна для нынешнего состава внутриполитического блока Кремля, людей с бизнес-мышлением. На место структур с идеологией (или хотя бы ее подобием), с яркими лидерами и амбициями приходит набор брендов, искусственно разработанных под идеологические и социальные медиа. Известных политиков в их составе мало или вообще нет - вместо них нанятые амбассадоры бренда, вроде бывшего мэра Якутска Сарданы Авксентьевой в «Новых людях» или Василия Ложкина в «Зеленой альтернативе».
Получившуюся линейку при необходимости проредить или, наоборот, расширить. Можно корректировать позиционирование и кампанию отдельных проектов. Из этой системы исключена естественная для всех партий борьба за власть, в каждой структуре есть целевая аудитория и КПЭ по работе с ней. Такие партии перестают коммуникатором с какой-либо частью общества, распространять их через общество за близкую и симпатичную оболочку.
Показательно, что кандидатами от партий становятся победителями кремлевских конкурсов «Лидеры России. Политика »и слушатели учебы президентской администрации. Это люди с похожими навыками и подходами, готовые влиться в любой политический бренд: надо будет, пойдут в «Единую Россию», надо - в «Справедливую». Для них первична сама политическая корпорация Кремля, а не то, в каком именно из ее филиалов они оказываются.
Участники выборов сотрудничают с такими партиями, лишь формально. Выдвиженцы от «Единой России» уже давно стараются скрыть свою связь с партией власти во время кампании. Сейчас приходит очередь других деидеологизирующихся партий.
Например, агитация эрудита-шоумена Анатолия Вассермана, который выдвигается от «Справедливой России» в Москве, выдержана не в эсеровских желтых, а в единороссовских синих тонах. В прошлом году в Иркутской области, где традиционно сильны позиции коммунистов, кандидат в губернаторы от КПРФ Михаил Щапов не только старался не упоминать, от какой партии выдвигается, но и уступил партийный красный цвет в агитации выдвиженцу от власти врио губернатора Игорю Кобзеву.
Лишившись всякой идеологии, амбиций и даже значимой атрибутики. По сути, это просто инструменты, почти полностью лишенные субъектности. Партийная система технократизируется, окончательно отрывается от общества и встраивается в вертикальную форму системыпорации.
Андрей Перцев
*Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.
Размещено некоммерческой организацией "Канадская служба новостей".
Некоммерческое сообщество журналистов
Комментариев нет :
Отправить комментарий