Корпорация «Росполитика». До и после выборов в Думу


Кандидатами от партий становятся победители кремлевских конкурсов «Лидеры России» и слушатели учебы президентской администрации.
Люди с похожими навыками, готовые влиться в любой политический бренд: надо будет, пойдут в «Единую Россию», надо - в «Справедливую». Для них первична сама политическая корпорация Кремля.
Применять корпоративные технологии в политической жизни - главная страсть нынешнего главы внутриполитического блока президентской администрации Сергея Кириенко. Стандартная процедура отбора и типизация глав регионов, губернаторский кадровый резерв с регулярной учебой и тренингами, похожие сборы для вице-губернаторов, управленческие конкурсы «Лидеры России», KPI на выборах - все это пришло из практики крупных корпораций.

Эта технократизация (или точнее, корпоративизация) российской политики началась с самого близкого к Кремлю контура - губернаторского. А дальше предсказуемо добралась до более отдаленного - партийного. Методы корпоративного управления теперь будут предсказуемой и управляемой, независимо от конкретных проектов.

Игры в бренды
Одну из корпоративных методик - диверсификацию брендов - Кремль стал внедрять в партийное строительство еще полтора года назад. К старту парламентской кампании в России должно было появиться несколько новых нишевых проектов. В Кремле сочли, что протестные настроения в российском обществе связаны с тем, что у некоторых социальных групп нет своих представителей в их парламенте - вот им и решили обеспечить.

Для сталинистов-ультрапатриотов создали партию «За правду» во главе с Захаром Прилепиным, для тех, кого волнует экология, - «Зеленую альтернативу» с картинками Васи Ложкина, для не слишком рассерженных горожан - умеренно либеральных «Новых людей» бизнесмен Алексея Нечаева и так далее. Новым проектам помогли пройти в несколько региональных заксобраний на выборах 2020 года, чтобы они могли участвовать в думской кампании без сбора подписей.

Кремль не будет против, если кто-то из новых партий даже попадет в Думу. Целью их создания было раздробить протестное голосование, а дальше голоса, отданные за тех, кто не преодолел 5% -ный барьер, достались бы «Единой России основной».

Создание новых структур под кремлевским покровителем шло скорее по законам бренд-менеджмента, чем политика. Каждой партии выделили понятную нишу, за каждую закрепили свой бренд-менеджера из президентской администрации, каждому из них спущен свой KPI. Все, как крупные компаниих, где примерно одну и ту же продукцию продают под разными нишевыми брендами - экологичным, премиальным, народным.

Если оказывается, что какая-то из предложенных потребителям марок не пользуется популярностью, то ее можно отдать без ущерба для системы в целом - это уже произошло с Партией прямой демократии, которая не смогла пройти ни в одно региональное заксобрание.

Какие-то бренды можно попробовать объединить для лучшей выживаемости - так объединили «Справедливую Россию», «За правду» и «Патриотов России». Слиянию не помешала ни разница в идеологии, ни конфликты между лидерами - для Кремля важнее упорядочить линейку партийных брендов.

Наконец, нельзя допускать и того, чтобы одни бренды подрывали позиции других. Поэтому «Новым людям» недвусмысленно напомнили необходимость вести более сдержанную и нишевую агитацию после того, как партия перевыполнила КПИ и смогла пройти сразу четыре заксобрания на выборах 2020 года. 

Под управлением управлением
Новыми партийными проектами дело не ограничилось. Еще одним шагом к корпоративной политике стало введение внешнего управления не только в новых, но и в старых системных партиях. В их руководство вошли близкие к президентской администрации политтехнологи, которые, по сути, отвечают за оперативное управление, партии, включая распределение средств, выбор тем для агитации и кандидатов и руководителей отделов.

Раньше такие решения принимали сами лидеры партий или их люди. Что-то, конечно, согласовывали в Кремле, но, как правило, по серьезным вопросам. Сейчас появляются внешние управляющие, которые не допустят несогласованной критики власти или сразу пресекут переговоры с нежелательным кандидатом, чтобы потом не было скандалов с его снятием.

В итоге партии окончательно встраиваются в госкорпорацию «Росполитика». Даже «Единой России», самому крупному и самостоятельному кремлевскому бренду, выделили отдельного внешнего управляющего, замглавы управления президентской администрации по Госсовету Бориса Раппопорта.

В КПРФ, кампанию по укрощению которой Кремль ведет, следующим главой, вероятно, станет депутат Госдумы Юрий Афонин - человек, близкий по типажу к «технократам Кириенко» и имеющий хорошие отношения с президентской администрацией. Он уже получил должность первого зама Геннадия Зюганова.

Владимир Жириновский вряд ли липит внешнее управление в ЛДПР, но после его ухода в обозримом будущем партия не сможет выжить без поддержки - а значит, и более плотного контроля - со стороны Кремля.

Просто бизнес
Корпоративная система управления партиями удобна для нынешнего состава внутриполитического блока Кремля, людей с бизнес-мышлением. На место структур с идеологией (или хотя бы ее подобием), с яркими лидерами и амбициями приходит набор брендов, искусственно разработанных под идеологические и социальные медиа. Известных политиков в их составе мало или вообще нет - вместо них нанятые амбассадоры бренда, вроде бывшего мэра Якутска Сарданы Авксентьевой в «Новых людях» или Василия Ложкина в «Зеленой альтернативе».

Получившуюся линейку при необходимости проредить или, наоборот, расширить. Можно корректировать позиционирование и кампанию отдельных проектов. Из этой системы исключена естественная для всех партий борьба за власть, в каждой структуре есть целевая аудитория и КПЭ по работе с ней. Такие партии перестают коммуникатором с какой-либо частью общества, распространять их через общество за близкую и симпатичную оболочку.

Показательно, что кандидатами от партий становятся победителями кремлевских конкурсов «Лидеры России. Политика »и слушатели учебы президентской администрации. Это люди с похожими навыками и подходами, готовые влиться в любой политический бренд: надо будет, пойдут в «Единую Россию», надо - в «Справедливую». Для них первична сама политическая корпорация Кремля, а не то, в каком именно из ее филиалов они оказываются.

Участники выборов сотрудничают с такими партиями, лишь формально. Выдвиженцы от «Единой России» уже давно стараются скрыть свою связь с партией власти во время кампании. Сейчас приходит очередь других деидеологизирующихся партий.

Например, агитация эрудита-шоумена Анатолия Вассермана, который выдвигается от «Справедливой России» в Москве, выдержана не в эсеровских желтых, а в единороссовских синих тонах. В прошлом году в Иркутской области, где традиционно сильны позиции коммунистов, кандидат в губернаторы от КПРФ Михаил Щапов не только старался не упоминать, от какой партии выдвигается, но и уступил партийный красный цвет в агитации выдвиженцу от власти врио губернатора Игорю Кобзеву.

Лишившись всякой идеологии, амбиций и даже значимой атрибутики. По сути, это просто инструменты, почти полностью лишенные субъектности. Партийная система технократизируется, окончательно отрывается от общества и встраивается в вертикальную форму системыпорации.
Андрей Перцев
*Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступает с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Размещено некоммерческой организацией "Канадская служба новостей". 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :