Изменят ли новые жесткие санкции Беларусь?


Если Москве и Западу удастся снизить эскалацию противостояния, основная валюта Лукашенко - его демонстративная антизападная позиция - будет девальвирована в глазах Кремля.
Европейский Союз впервые объявил об секторальных экономических санкциях против Беларуси в рамках продолжающейся международной кампании по оказанию давления на Александра Лукашенко, который отказался уйти в отставку после спорных президентских выборов прошлым летом. До сих пор санкции ограничивались довольно беззубыми пакетами адресных мер против белорусских чиновников и компаний, близких к режиму.

Новые санкции стали ответом на то, что белорусские власти заставили самолет Ryanair приземлиться на их территории, чтобы арестовать активиста оппозиции Романа Протасевича еще в мае. ЕС решил, что он должен убедиться, что инцидент не создал прецедента безнаказанного вмешательства в международную гражданскую авиацию в политических целях, чтобы не дать другим автократическим властям получить какие-либо идеи.

Это важный поворотный момент в новом отношении к белорусскому режиму. Для Запада Лукашенко больше не способствует региональной стабильности и даже не является законным собеседником. Он тот, кто нарушил все правила, и его нужно сдерживать и заставить капитулировать. Время предлагать ему пряник прошло, и теперь единственная переменная для ЕС и США - это размер кнута, который они готовы использовать.

Новые санкции ограничат торговлю бензином и табачными изделиями, а также калием (Беларусь является одним из крупнейших производителей в мире), а также коснутся крупных государственных банков. Товары, запрещенные для экспорта в Беларусь, включают товары двойного назначения (которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях), программное обеспечение и технологии для использования службами безопасности. Минск отрезан от европейских рынков капитала, а компаниям из ЕС запрещено подписывать сделки с правительством Беларуси. Однако контракты, подписанные до введения санкций, действительны в течение всего срока их действия, а это означает, что влияние действительно начнет ощущаться только через шесть-восемнадцать месяцев, в зависимости от сектора и типа контракта.  

Санкции почти никогда не меняли режимы и не часто приводили к серьезным изменениям в политике таких автократов, как Лукашенко. Еще в 2008 и 2015 годах он освобождал политических заключенных в обмен на снятие санкций. Но на этот раз это вряд ли удовлетворит Запад. Торговать с Лукашенко в третий раз означало бы согласиться играть по его правилам и вернуться к отказу западных лидеров признать его легитимность или позволить ему снова использовать свободу своих оппонентов как товар.

Наивно полагать, что санкции быстро выполнят требования ЕС и США: освобождение всех политических заключенных (их более 500), прекращение репрессий и национальный диалог с целью проведения новых выборов. Действительно, в краткосрочной перспективе санкции могут иметь противоположный эффект, что приведет к новым репрессиям и новым арестам.

Между тем, чтобы показать Западу цену своих действий, Минск начал пропускать через границу с Литвой сотни мигрантов из Азии и Африки. Вильнюс даже обвинил белорусские власти в том, что они прилетают из-за границы для отправки в ЕС. Лукашенко также намекнул, что он щедро останавливает на границе наркотики и даже «ядерные материалы», и что Запад не оценивает это.

Белорусские экономисты оценивают потенциальные потери от санкций в 3–7 процентов ВВП. Эта цифра не может оказаться фатальной, но она вряд ли способствует конституционной реформе, которую Лукашенко хочет провести в 2022 году, когда их влияние будет наибольшим. Никто не может сказать, как скоро и как именно экономический спад повлияет на потрепанный режим Лукашенко. У него еще есть несколько спасательных кругов.

Во-первых, растет политическая и экономическая эмиграция из Беларуси, что приводит к открытию клапана давления. Единственное, что можно с уверенностью сказать о ситуации на данный момент, это то, что эта тенденция к бегству белорусов за границу, вероятно, сохранится в течение нескольких месяцев, а может быть, и лет.

Во-вторых, Лукашенко по-прежнему поддерживает Россия, которая может помочь не только путем предоставления своему соседу новых кредитов, но и позволяя ему обойти конкретные санкции. Если ЕС или Литва позже наложат полный запрет на торговлю белорусским калием через свои порты, например, Минску не останется иного выбора, кроме как построить терминал на российском побережье Балтийского моря. Это, конечно, потребовало бы заключения новой неприятной сделки с Москвой на ее условиях.

Если санкции действительно имеют какой-то политический эффект, то, скорее всего, он будет косвенным: выбить Лукашенко из равновесия, а не заставить его пойти на уступки. Жесткие санкции спровоцируют его на повышение ставок и на новые темпераментные - и часто саморазрушительные - ответные шаги.

Если, например, в Литву будет впускать слишком много мигрантов, или если они начнут появляться в Польше, или если наркотики начнут разрешаться в ЕС, лазейка в существующих калийных контрактах может быть закрыта до того, как Минск успеет подготовиться.

Если, с другой стороны, Лукашенко будет нервничать из-за экономического спада и почувствует, что он не получает достаточной поддержки из Москвы, он может начать отклоняться в другую сторону и может амнистировать политических заключенных и ослабить репрессии, что, в свою очередь, дать протестам новую жизнь.

Еще один косвенный путь к передаче власти в Минске в результате западных санкций - это возросшая цена для Москвы поддержки Лукашенко: аргумент, который открыто цитируется западными дипломатами.

Эта логика основана на двух предположениях. Во-первых, Лукашенко настолько любит быть у власти, что даже в условиях экономического коллапса он все равно не согласится на все требования Москвы и до последнего откажется отказываться от суверенитета Беларуси.

Второе предположение состоит в том, что есть предел даже геополитическому рвению Путина и его готовности продолжать поддерживать Лукашенко, которым Москва в любом случае сильно болеет. Скептики настаивают на том, что Россия готова понести любой финансовый и имиджевый ущерб, если возникнет риск прихода к власти в Минске менее антизападного лидера.

Обе эти гипотезы могут быть подтверждены или опровергнуты только событиями. И если первое зависит от непредсказуемого предела упорства Лукашенко, то второе во многом зависит от международной обстановки.

Чем сильнее атмосфера конфликта между Россией и Западом, тем больше у Кремля стимулов, чтобы досадить своим врагам, поддерживая даже своих самых упорных сателлитов до победного конца. Если Москве и Западу удастся снизить эскалацию противостояния, основная валюта Лукашенко - его демонстративная антизападная позиция - будет девальвирована в глазах Кремля.

В любом случае, именно Лукашенко остается ключевым двигателем белорусского кризиса и его будущего разрешения. Из-за чрезвычайно индивидуализированного и герметичного характера белорусского режима все внешние силы - не только ЕС и США, но и Россия - должны в первую очередь создавать стимулы для самого Лукашенко двигаться в нужном направлении.

Это деликатная и рискованная игра, в первую очередь рискованная для белорусского общества и государственности. Наибольшие шансы на успех будут у тех, кто готов уделить максимум внимания белорусскому кризису и сформулировать свои интересы как меньшее зло.

Эта статья была опубликована в рамках проекта «Возобновление американо-российского диалога по глобальным вызовам: роль следующего поколения», реализуемого в сотрудничестве с Посольством США в России. Мнения, выводы и заключения, изложенные здесь, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Посольства США в России.

От: Артём Шрайбман
*Карнеги не занимает институциональных позиций по вопросам государственной политики; Представленные здесь взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают точку зрения Карнеги, его сотрудников или его попечителей
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Posted by "Канадская служба новостей" Non Profit. 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :