Почему процветает русская литература


Новое поколение российских писателей – преимущественно женщины, более региональное, чем имперское мировоззрение, и принимает разнообразие форм.
Тектонические сдвиги в культурном мире происходят медленно, и их трудно наблюдать в режиме реального времени. Тем не менее, сейчас можно сделать вывод, что затянувшийся «постсоветский» период русской литературы подошел к концу примерно в 2018 году, когда на рынок хлынули книги авторов-миллениалов. К 2022 году, когда количество начало уступать место качеству, игнорировать растущий спрос на новые российские книги уже было невозможно.

Число новых авторов на сцене продолжает расти. Каждый год публикуются десятки блестящих дебютов, и многие авторы в возрасте до тридцати пяти лет уже имеют на своем счету два-три романа. Конечно, старшее поколение писателей никуда не делось, но впервые в постсоветской истории оно уступило центральное место молодым.

Если бы эти изменения были не более чем инъекцией свежей крови, вряд ли стоило бы их обсуждать. Но этим они не ограничиваются. Литература обычно рождается из какой-то травмы, которая формирует писателя. Эта травма, как правило, была одинаковой для всех россиян, писавших в XX веке (и частично в XXI веке): гражданская война, коллективизация, сталинские репрессии, Вторая мировая война — список можно продолжать и продолжать.

В значительной степени именно распад Советского Союза сформировал постсоветское поколение писателей России. В 1990-е годы, став взрослыми, эти мужчины и женщины пережили тревогу экономического коллапса и политической нестабильности, и они стремились пережить прошлое в своих произведениях, чтобы осмыслить то, что произошло: как и почему это произошло, и куда это ушло из России. Произведения, выходящие за рамки этой парадигмы, как правило, воспринимались как низкопробные, поверхностные и уступающие современной западной литературе.

К концу 2010-х годов ситуация начала меняться. На литературной сцене России появилось поколение писателей, не травмированных коллективной травмой хаотичных 1990-х годов. Их работа во многом определялась эпохой политической стабильности при президенте Владимире Путине, которая, хотя и душила общественную жизнь, оставляла много места для частной, интимной жизни и, следовательно, для личных травм.

Для некоторых писателей, таких как Тимур Валитов, такой травмой стало бедное, провинциальное детство. Для других, таких как Оксана Васякина или Сергей Давыдов, это было быть геем в гомофобном обществе. Для Еганы Дзаббаровой и Екатерины Манойло травма заключалась в том, что они росли в традиционном, патриархальном обществе. Для Аллы Горбуновой это было психическое заболевание.

Так или иначе, личный опыт был ключом к формированию этого поколения писателей, и результатом этого разнообразия стала литературная полифония. Авторы пишут о своем личном опыте, а читатели просеивают предлагаемые издания в поисках чего-то, что им может быть близко.

Это увлечение индивидуумом, а не коллективом, сопровождалось растущим интересом к географическому контексту. Как и персонажи, обстановка должна быть уникальной и узнаваемой по своим особенностям. Они должны быть и конкретными, и конкретными, со своими обычаями, историей, мифологией и топонимикой.

Постсоветская проза, как правило, разворачивалась либо в родовой «столице», либо в столь же расплывчатой «провинции». Были, конечно, и книги с местным колоритом: Алексей Иванов, например, писал об Урале и Западной Сибири; Василий Авченко исследовал Дальний Восток России; а Шамиль Идиатуллин сосредоточился на преимущественно мусульманской республике Татарстан. Но это были скорее исключения, чем правило: заметные, но не репрезентативные.

Однако в наши дни все больше и больше мест на бескрайних просторах России описываются в романах с проницательностью, выходящей далеко за рамки Википедии. Ислам Ханипаев, например, пишет об обычаях и традициях современного Дагестана, северокавказской республики, которая во многом является миром сама по себе.

Наталья Илишкина была одной из первых писательниц, обратившихся к трагической судьбе Калмыкии, исторически буддийского региона на юге России. Ася Володина и Сергей Давыдов рассказывают о своем родном Тольятти, городе на Волге; Карина Шаинян и Мария Ныркова исследуют Сахалин, остров на Дальнем Востоке России; Светлана Тюльбашева снимала триллер в Карелии, республике на северо-западе России на границе с Финляндией.

Все это говорит о том, что литературная география России смещается от имперского мышления к чему-то более региональному. Районы, муниципалитеты и малые города обретают субъектность, и провинциализм больше не рассматривается как источник позора, а как ключевой элемент идентичности.

Еще одна яркая особенность современной русской литературы заключается в том, что в ней преобладают женские голоса. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что до 80 процентов читателей в стране – женщины.

В то же время и писатели, и читатели устали от многих традиционных элементов романа, таких как сюжет и развитие персонажей. Отсюда бум, например, беллетризованной автобиографии, нового жанра, стирающего границы между вымыслом и фактом, автором и персонажем.

Разнообразное по тематике, форме и обстановке и преимущественно женское, новое поколение российских писателей остается практически нетронутым силами политических репрессий и цензуры (молодые писатели, не имеющие значительной публичной известности, могут легко остаться незамеченными). Сегодня они находятся на своем творческом пике. Но это может скоро измениться.

Полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году никак не остановило этих писателей-миллениалов — во всяком случае, оно только ускорило их творчество. Однако теперь война дает им коллективную травму, которой они ранее избежали, и которая, вероятно, изменит их творчество, как это было с прошлыми поколениями русских писателей. Литературная полифония может превратиться в одноголосие.

Кроме того, происходит постепенное, но неуклонное усиление цензуры. Начав с таких выдающихся писателей, как Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Борис Акунин (все они были признаны «иностранными агентами» — официальный статус, предусматривающий карательные ограничения), государство постепенно обращает свой взор на более широкий литературный мир. Писателей теперь проверяют не только из-за их публично высказанного мнения, но и из-за содержания их книг.

Иными словами, если не произойдет внезапных и радикальных политических перемен, нынешняя эпоха русской литературы скоро закончится. Однако на данный момент он процветает и остается таким же разнообразным, как и всегда. На мрачном культурном фоне литература дает проблеск надежды.
Галина Юзефович
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :