Духи Клеопатры: как пахла египетская царица


Парфюм, названный Mendesian, был описан как сладкий, пряный и слегка мускусный. Клеопатра использовала духи, чтобы усилить свою привлекательность, которые она использовала для своего политического имиджа. (Big Think)
Осенью 2021 года художественный музей Маурицхёйс в Гааге открыл выставку под названием «Ароматы в цвете». Кураторы разместили диспенсеры с ароматизаторами рядом с картинами 17 века, чтобы посетители могли почувствовать запах того, что было показано на холсте. Результат был неожиданным, если не сказать неприятным. 

Запах является важным, но часто упускаемым из виду аспектом истории, который не так легко отразить в письме или живописи. Благодаря науке исследователи смогли воссоздать исторические запахи, как зловонные, так и ароматные, от покрытых навозом улиц самых оживленных городов Европы до пепла римских погребальных костров. Интересно, что немногие запахи из прошлого оказались столь же соблазнительными, как духи, которые носила египетская царица Клеопатра VII, которая была так же известна своей властью, как и своей красотой.

Сущность Клеопатры
Во времена Клеопатры в Египте существовала давняя традиция производства благовоний и духов, которые экспортировались по всему древнему миру. Самый ранний известный рецепт аромата, известного в Греции как кифи, датируется строительством самых первых пирамид. В то время как современные духи основаны на спирте, кифи изготавливается с использованием животного жира и растительного масла. Их сжигали вместе со смолами, кореньями и ягодами, создавая дым, который египтяне использовали для ароматизации своих домов, а также одежды.

Считается, что уникальный аромат, который носила Клеопатра, пришел из Мендеса, процветающего поселения в дельте Нила, которое играло важную роль в торговле специями из Индии, Африки и Аравии. И римский философ Плиний Старший, и греческий врач Диоскорид признавали мендесийские духи лучшими в своем роде — классический эквивалент «Chanel No. 5», по словам археологов, которые стремились собрать воедино его давно утерянный рецепт из различных исторических текстов.

Поскольку не сохранилось ни одного египетского источника, содержащего полный рецепт мендесийских духов, археологам пришлось обратиться к греко-римским источникам, чтобы восполнить пробелы. Эти теории сходятся в четырех основных ингредиентах. В дополнение к смоле и мирре, духи также содержали кассию, менее мощный вид корицы, и масло баланос, полувысыхающее масло, производимое из семян Balanites aegyptiaca (египетский базальм), дерева, произрастающего в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

На этом, однако, сходство заканчивается. Некоторые источники рекомендуют добавлять в смесь чистую корицу, в то время как другие вообще не содержат упоминания о корице. Византийский врач Павел Эгинский приводит один из самых длинных и скрупулезных списков ингредиентов, который также включает теребинт, дерево семейства кешью, ранее использовавшееся в качестве источника скипидара. В то время как Павел предписывает только один фунт теребинта, другие авторы говорят, что рецепт требует в общей сложности десять. То же самое касается и balanos.

Источники расходятся не только в ингредиентах, но и в их приготовлении. Греческий философ Теофраст, ученик Аристотеля, говорит, что масляная основа духов должна кипятиться в течение десяти дней и ночей, прежде чем можно будет добавить другие ингредиенты. Павел, между тем, говорит, что духи не следует кипятить, а держать на медленном огне не менее 60 дней. Он также говорит, что смола должна добавляться в последнюю очередь, и что после того, как это будет сделано, смесь необходимо перемешивать еще неделю перед хранением.

В 2018 году египтолог Дора Голдсмит и историк науки Шон Кофлин воспроизвели возможную версию мендесианских духов, протестировав различные комбинации ингредиентов, самые приятные из которых они описали как пахнущие «элегантно» и «роскошно». Описанный куратором ольфакторного искусства Каро Вербек как «объемный, красного цвета, сильный, теплый, богатый, сладкий и слегка горьковатый», пряный и слегка мускусный аромат не только перекликался с работами Плиния и Павла, но и длился дольше, чем многие из его современных аналогов.

Эксперимент Голдсмита и Кафлина, хотя и интересен, ни в коем случае не является окончательным. Как пишет писательница Элейн Вели в статье, написанной для Hyperallergic, невозможно узнать, какой из греко-римских рецептов соответствовал оригинальному египетскому. Вторая попытка исследователей, которая скоро будет опубликована, которая будет основана на реальных остатках, взятых с парфюмерной фабрики третьего века до нашей эры к югу от Мендеса, обещает приблизиться к реальности, а также показать, насколько близко они подобрались. первый раз.

Бьюти-рутина Клеопатры
Для Клеопатры духи были лишь небольшой частью гораздо более обширной рутины красоты. Говорят, что египетская царица, которой приписывают популяризацию многих устойчивых косметических практик, носила помаду, сделанную из измельченных карминовых жуков, которые и сегодня используются для окраски всего, от шампуня до леденцов. Клеопатра также купалась в молоке — точнее, в ферментированном ослином молоке — чтобы омолодить кожу, и, возможно, мыла лицо смесью меда, мела и яблочного уксуса.

В бьюти-рутине Клеопатры была очевидная экономическая составляющая (в ее время отсутствие зловония было роскошью, которую могли себе позволить немногие), но она также имела и политическую составляющую. Как отмечают как современные, так и древние историки, царица использовала свою привлекательность как инструмент для продвижения по карьерной лестнице и сохранения контроля над своими поддаными. Она сделала это, когда установила романтические отношения с Юлием Цезарем, а также когда восстала против Вечного города вместе с генералом и оспариваемым преемником Цезаря Марком Антонием.

Римский историк Плутарх упоминает духи, описывая соблазнение Антония. Плывя по реке Кидн, чтобы встретиться со своим злополучным возлюбленным, она, как говорят, полулежала на покрытом золотом балдахине в окружении слуг, одетых как купидоны, раздувающих ее благовония по берегам реки. Современные историки раскритиковали это негативное изображение Клеопатры как пропаганду Августа, представляя ее не коварной сиреной, а обычной египтянкой, которая просто таким образом демонстрировала свою культуру парфюмерии.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :