Порт Утренний в Обской губе построен для проекта «Арктик СПГ 2». Фото: Росатом
В последние два года это становится все более очевидным; Полномасштабная война в Украине и изоляция России от международного сообщества серьезно затруднят развитие крупных энергетических проектов в Арктике.
На прошлой неделе газовая компания «Новатэк» подтвердила, что «Арктик СПГ 2» уменьшится в размерах. Поездов разработки будет не три, как планировалось изначально, а всего два.
В августе 2023 года из строительного центра в Белокаменке на производственную площадку в Гыдане была отправлена первая установка самотечного производства. Второй агрегат должен быть отбуксирован из Белокаменки осенью 2024 года.
Но запланированный третий поезд может так и не состояться.
Планировалось, что «Арктик СПГ 2» будет производить 20 млн тонн сжиженного природного газа и повысит роль России на мировом рынке СПГ. Проект должен был помочь стимулировать арктические перевозки и проложить путь к превращению Северного морского пути в коммерчески жизнеспособный кратчайший путь между Европой и Азией.
В 2023 году компания представила планы по проекту «Мурманск СПГ», который, как сообщается, включал годовое производство 20,4 млн тонн СПГ. Планируемые три поезда будут представлять собой плавучие гравитационные сооружения, аналогичные тем, что будут построены для «Арктик СПГ-2», и будут базироваться где-то в Кольском заливе.
Ключевой проблемой для «Новатэка» является нехватка газовозов, способных курсировать через толстые морские льды к производственной площадке в Обской губе и обратно.
Проектируемый «Мурманск СПГ» не потребует танкеров ледового класса.
Госказначейство США в начале ноября 2023 года включило «Арктик СПГ 2» в свой последний раунд санкций. До этого еще несколько санкций США были направлены против российской арктической энергетики.
Один за другим из проекта вышли международные партнеры. Среди них несколько верфей, которые должны были строить газовозы. В значительной степени «Новатэк» сейчас зависит от новой верфи «Звезда» во Владивостоке для получения необходимого флота. Однако у «Звезды» большие проблемы со строительством технологически очень продвинутых кораблей.
«На данный момент проблема судов выглядит безнадежной, — сказал Barents Observer'у российский аналитик в области энергетики Михаил Крутихин. Он поясняет, что «Новатэк» может задействовать неарктические суда в короткий безледный сезон. Но это, скорее всего, будут лишь эпизодические нагрузки, а не серия нагрузок, утверждает он.
Сообщается, что российское федеральное правительство готово выделить более 24 миллиардов рублей на разработку новых необходимых технологий для «Новатэка». Но даже при щедрой государственной помощи крупные арктические СПГ-проекты могут пойти не так, как планировалось.
Аналогичная судьба может ожидать и другие арктические проекты, в том числе «Восток Ойл», принадлежащий «Роснефти».
Для судоходства через толстые арктические морские льды требуются высокоспециализированные и современные суда.
Согласно отчету, недавно представленному консалтинговой компанией «Яков и партнеры», к 2035 году России потребуется около 200 танкеров и танкеров ледового класса, если она хочет выполнить свои объявленные планы в регионе.
Из-за санкций и полных портфелей заказов на азиатских верфях львиную долю кораблей придется строить в России, говорится в сообщении, полученном газетой «Ведомости».
Россия могла бы снизить зависимость от перевозчиков ледового класса, используя перевалочные узлы, но и в этом случае количество необходимых новых судов было бы значительным.
Строительство на российских верфях 5-6 танкеров ледового класса в год будет считаться большим успехом, сказал газете российский эксперт.
Сообщается, что верфь «Звезда» во Владивостоке в 2023 году пообещала гендиректору «Новатэка» Леониду Михельсону, что в 2024 году будут достроены пять танкеров-газовозов.
Атле Штаалесен
(в пересказе)
Некоммерческое сообщество журналистов
Комментариев нет :
Отправить комментарий