Трилогия Лю Цысиня «Три тела» и другие китайские произведения могут бросить вызов западной проекции капиталистического общества в художественной литературе, считают эксперты. (SCMP)
Спекулятивная фантастика, которая включает в себя научную фантастику и другую футуристическую литературу, становится для Китая мощным средством проецирования мягкой силы в соревновании с Соединенными Штатами за воображаемое будущее.
Этот жанр может помочь Китаю и Глобальному Югу бросить вызов западным взглядам на колониализм, капитализм и технологии будущего, считают китайские исследователи литературы и культуры.
«Спекулятивная фантастика, как жанр, который представляет будущее, критикуя настоящее, долгое время доминировала в евро-американских дискурсах, и традиционные исследования научной фантастики также были сосредоточены в первую очередь на текстах западных экономических держав», — сказал Ду Ланьлань, штатный профессор английской литературы в Нанкинском университете на востоке Китая.
Она сделала это заявление в презентации в прошлом месяце на двухдневной конференции по спекулятивной фантастике, организованной Школой пограничных наук Нанкинского университета и Институтом глобальных гуманитарных наук в Сучжоу, провинция Цзянсу.
Спекулятивная фантастика исследует возможности «что, если» за пределами повседневного мира и охватывает фэнтези, науку и антиутопическую фантастику.
Ду сказал, что западные писатели часто работали в неолиберальных идеологических рамках, проецируя капиталистическое общество на будущие сценарии, и их воображаемые миры, как правило, были «антиутопическими, мрачными и пессимистичными».
«Однако в последние годы мы стали свидетелями роста альтернативных нарративов: китайской научной фантастики, латиноамериканского соларпанка, африканского футуризма и южноазиатской мифологической научной фантастики», — сказала она.
«Эти новые тексты Глобального Юга реконструируют нарративы о будущем и, предлагая разнообразные фантазии, бросают вызов европейско-американскому доминированию современности».
Как только что-то начинает представлять волю государства, люди – как дома, так и за рубежом – неизбежно рассматривают это через политическую призму
Чэнь Цюфань, писатель-фантаст
В Латинской Америке соларпанк как литературное движение переживает бум с середины 2010-х годов. Он использует спекулятивную фантастику для исследования жизни за пределами капитализма, представляя оптимистичное будущее, часто включая такие элементы, как экология, социальные структуры, ориентированные на сообщество, и устойчивые технологии.
В качестве примера можно привести книгу бразильского писателя Карлоса Орси «Зеленый — это люди!», опубликованную в 2013 году. История, которая отсылает к роману 1966 года «Освободи место!». Освободите место! Гарри Гаррисона и последующий фильм 1973 года «Сойлент Грин» — представляет процесс сбора энергии из разложения органического вещества.
Примерно в это же время китайская спекулятивная литература завоевала популярность на Западе. Английская версия «Памяти о прошлом Земли», также известная как трилогия «Три тела», китайского автора Лю Цысиня, была провозглашена новаторской, когда она была опубликована в 2014 году, и высоко оценена бывшим президентом США Бараком Обамой как «дико изобретательная».
Концовка трилогии «Три тела» указывает на будущее с чувством надежды, что все может измениться, даже после того, как Вселенная рухнет.
В 2015 году Лю стал первым азиатским писателем, получившим премию «Хьюго» за лучший роман, самую престижную научно-фантастическую награду на Западе. В прошлом году его роман был превращен в сериал Netflix.
Вслед за Лю в западном научно-фантастическом мире постепенно завоевывают признание несколько молодых китайских писателей, в том числе Чэнь Цюфань, Хао Цзинфан и Тан Фэй.
Кроме того, Ду полагал, что это имеет значение для других незападных научно-фантастических произведений.
«Глобальный Юг теперь стал символом политического сопротивления», — сказала она в кулуарах конференции.
Ее высказывания прозвучали на фоне попыток Пекина позиционировать себя в качестве лидера Глобального Юга и стремления выдвинуть альтернативный мировой порядок в условиях конкуренции с Западом.
Когда-то отвергнутая как несерьезная литература и в основном созданная низовыми или онлайн-писателями в Китае, в 2022 году Министерство науки и технологий страны назвало спекулятивную фантастику полезной для продвижения научного взаимодействия. Он стал важной платформой для демонстрации мягкой силы Китая.
Цю Хуадун, член высшего консультативного органа Китая, Народного политического консультативного совета Китая, призвал страну извлечь выгоду из научной фантастики для ее потенциально важной роли в культурном соперничестве великих держав.
«Научная фантастика, как литературный жанр, так и более широкая культурная сфера, становится ключевой областью... в глобальном культурном ландшафте, поскольку глобальная культурная конкуренция становится все более интенсивной», — сказал он государственному изданию China Writers в марте.
«[Использование научной фантастики] для демонстрации уникального философского видения китайской цивилизации будущего является важной задачей для усиления мягкой силы и международного дискурсивного влияния китайской научно-фантастической культуры», — сказал Цю, который также является вице-председателем Ассоциации писателей Китая, полуофициальной группы.
Джессика Имбах, доцент кафедры китаеведения в Университете Фрайбурга в Германии, заявила в кулуарах конференции, что «Глобальный Юг функционирует как геополитически, так и символически: как маркер солидарности между постколониальными и развивающимися странами; как напоминание об общем сопротивлении западному империализму; и как признак альтернативных путей модернизации».
«Обращение к Глобальному Югу позволяет Китаю позиционировать себя не только как соперника Запада, но и как лидера более широкой коалиции, стремящейся к признанию и новому будущему за пределами евро-американских рамок», — сказала она.
Один ученый сказал, что недавние спекулятивно-фантастические произведения страны расширили представление Запада о Китае и за его пределами.
Сун Минвэй, профессор китайских исследований в колледже Уэллсли в Массачусетсе, сказал: «Я помню, когда я впервые упомянул китайскую научную фантастику перед людьми, они были удивлены: как в Китае может быть научная фантастика? Но как только трилогия «Три тела» была переведена, читатели были поражены, обнаружив, что такие произведения существуют».
Сун сказал, что китайские писатели, сделавшие себе имя на Западе, «в некотором роде расширили представление о Китае, поскольку в прошлом литературные изображения Китая часто фокусировались на сельской жизни или отсталых условиях».
«В отличие от них, эти новые работы представляют совершенно иное видение, основанное на технологическом воображении и стремлении».
Как и Ду из Нанкинского университета, Сун сказал, что такие работы, как трилогия «Три тела», несут в себе глубокий философский смысл с перспективами, которые «иногда противоречат доминирующим западным мировоззрениям, таким как те, которые сформировал неолиберализм».
Является ли Гонконг миром киберпанка из «Бегущего по лезвию»?
Знакомство с китайской научной фантастикой и спекулятивной фантастикой привело к тому, что западные читатели открыли для себя произведения из других стран.
«С недавним ростом китайской научной фантастики, корейская научная фантастика также начала привлекать все большее международное внимание», — сказал Сонг.
К самым ранним научно-фантастическим романам относятся «Франкенштейн» (1818) английской писательницы Мэри Шелли, произведения французского романиста 19-го века Жюля Верна и плодовитого американского писателя и ученого 20-го века Айзека Азимова.
Многие страны продолжали культивировать свои собственные традиции научной фантастики, но более широкая аудитория часто ускользала от них из-за ограниченности переводов.
Западный нарратив долгое время доминировал на рынке, отчасти из-за легкости, с которой произведения адаптируются в голливудские фильмы, и из-за того, что Запад владеет каналами массового распространения.
По словам отмеченного наградами писателя-фантаста Чэнь Цюфаня, «как только нация достигает определенной стадии развития, она должна найти способ рассказать свою собственную историю, национальный нарратив».
По его словам, когда США прошли через этап индустриализации, научная фантастика начала процветать не только в литературе, но и в кино, что привело к появлению блокбастеров, которые стали символом американской культуры.
«Точно так же и сегодня я вижу научную фантастику как средство для продвижения Китая к следующему этапу модернизации – к инновационному, высокотехнологичному обществу. Он может послужить мощным интеллектуальным и культурным двигателем, формирующим представление о будущем Китая», — сказал Чэнь.
Тем не менее, он предупредил об опасности того, что спекулятивные художественные произведения будут восприниматься Западом как пропаганда.
«Как только что-то начинает представлять волю государства, люди – как дома, так и за рубежом – неизбежно рассматривают это через политическую призму», – сказал Чэнь.
Например, адаптация трилогии «Три тела» от Netflix в прошлом году стала частью более широкого столкновения между Китаем и США, а китайские государственные СМИ заявили, что сериал продвигает «культурную гегемонию США».
«Я считаю, что самый здоровый подход — это органический рост, поощряющий более разнообразные формы творческого самовыражения», — сказал Чен.
Поддержка в подготовке этого материала была предоставлена стипендией Melvin MS Goo Writing Fellowship, которая находится в ведении Центра «Восток-Запад».
Сильви Чжуан
(в пересказе)

No comments :
Post a Comment