Крылатый лев Венеции сделан в Китае?


Согласно новому исследованию итальянских исследователей, один из самых знаковых символов Венеции – величественный крылатый лев Святого Марка – берет свое начало не в Европе, а в Древнем Китае. (SCMP)
Тем не менее, некоторые ученые в Китае оспаривают теорию исследователей о том, что знаменитая бронзовая фигура на площади Святого Марка в Венеции, возможно, начала свою жизнь более 1000 лет назад в качестве стража гробницы династии Тан, прежде чем ее перевезли через континенты и превратили в символ венецианской власти.

Анализ итальянской команды, опубликованный в журнале Antiquity в прошлом месяце, сочетает стилистические сравнения с тестированием изотопов свинца, чтобы доказать, что 2,8-тонная статуя изначально была монументальной китайской бронзой, которая позже была изменена до неузнаваемости.

Реликвии, обнаруженные в гробнице на северо-западе Китая, подчеркивают роль страны как узла древнего Шелкового пути
Исследователи указали на поразительное сходство между чертами лица льва – его выпуклым носом, скрежещущими зубами и характерным строением ушей – и чжэньмушоу, мифическими зверями, похороненными в качестве стражей гробниц вместе со знатью во время китайской династии Тан (618–907).

Они заявили, что химический анализ изотопов свинца показал, что медь, используемая в отливке, соответствует источникам руды из бассейна реки Нижняя Янцзы и еще раз подтверждает их утверждение.

Но как такой тяжелый объект мог попасть из Китая в средневековую Венецию?

Исследователи предположили заманчивую возможность: что это работа Никколо и Маффео Поло, отца и дяди знаменитого исследователя Марко Поло.

В течение четырех лет при дворе хана Хубилая между 1264 и 1268 годами — и до того, как Марко Поло отправился в Китай — братья Поло, возможно, наткнулись на разобранную китайскую погребальную скульптуру, осознали ее внушительное присутствие и воспользовались возможностью перепрофилировать ее.

Анализ последовал за презентацией исследователями своих выводов в прошлом году на международной конференции и интервью газете South China Morning Post.
«Мы утверждаем, что лев Святого Марка изначально был монументальной китайской бронзой, сильно измененной более поздними корректировками», — пишет исследовательская группа во главе с Хильберто Артиоли из Университета Падуи.

«Вполне возможно, что отец и дядя Марко Поло в течение четырех лет, которые они провели при дворе хана Хубилая во время своего первого путешествия, были ответственны за приобретение скульптуры», — писали они. Хубилай-хан основал монгольскую династию Юань (1279-1368).

Теория о том, как статуя была приобретена, до сих пор не объясняет, как статуя была перевезена через континенты, чтобы стоять на вершине большой колонны на площади Святого Марка в 13 веке.

«В озадачивающем отсутствии письменной информации намерение и логистика его путешествия в Венецию остаются неуловимыми и открытыми для интерпретации», — пишут исследователи. «Если установка «льва» должна была послать сильное, оборонительное политическое послание, то теперь мы также можем прочитать его как символ впечатляющей взаимосвязанности средневекового мира».

Мнение итальянской команды
В отсутствие письменных свидетельств о происхождении бронзового льва, чьи «черты не отражают местных художественных условностей», итальянская команда обратилась к древнему китайскому искусству, которое «изобилует львами и львоподобными существами».

«В противовес традиционным рассказам, которые предполагают местное, анатолийское или сирийское производство, мы утверждаем, что морда и грива гибридного бронзового существа имеют сходство с чжэньмушоу династии Тан», — сказали они.

«Несмотря на то, что морды танских гибридов выполнены из разных материалов, они напоминают «льва» своими выпуклыми носами, боковым расположением ушей, припухлостью под подбородком, скрежетом рта, обнажающим четыре мощных клыка, и искривленной морщиной лба у основания непропорционально большого носа.

«Чжэньмушоу также часто демонстрируют стоячие, заостренные уши, покрытые пучками шерсти, а необычные человеческие боковые уши «льва» могут быть остатками таких ушей, как у летучей мыши.

«Вместо сужения, верхний край ушных раковин на «льве» толстый, тупой и закругленный, что позволяет предположить, что верхняя часть могла быть отпилена».

О модификациях они сказали, что «на макушку головы был добавлен парик, который закрывает шрамы, оставленные удалением одного или двух рогов». Уши также были отпилены, о чем свидетельствует резкий конец пушных стай, сказали они.

Обсуждая, как появилась статуя, они предположили, что Никколо и Маффео Поло «столкнулись — возможно, в литейном цехе или императорской кладовой в Ханбалыке — демонтированную бронзовую погребальную скульптуру эпохи Тан, впечатляющую голову которой можно принять за льва» между 1264 и 1268 годами, когда крылатый лев был признан символом венецианской политической власти.

«В общих усилиях по распространению нового мощного символа республики, возможно, у Поло была несколько наглая идея переделать скульптуру в правдоподобного – если смотреть издалека – крылатого льва.

«Хотя мы не можем исключить, что статуя была видоизменена китайскими руками, изменения, скорее всего, были внесены при превращении гибридного монстра в желаемый львиный образ», — сказали они.

«Два Поло, принадлежащие к дипломатической сети, связывающей монгольский двор, папу римского и другие державы, возможно, отправили домой большие части гибридной статуи, которые затем были незаметно и кропотливо переделаны в возрожденную святую эмблему Святого Марка».

Китайские ученые высказывают свое мнение
Ху Яофэй, адъюнкт-профессор школы истории и цивилизации Шэньсийского педагогического университета, который исследует историю династии Тан, не согласился с аргументами итальянской команды.

«Крылатый лев в Венеции стилистически не похож на стражей гробниц из династии Тан. Что касается материала, то крылатый лев отлит из бронзы, в то время как стражи гробниц обычно имеют керамическую или каменную резьбу», — сказал он.

«Не было никаких образцов бронзовокрылых львов из династии Тан, и не было поводов для демонстрации таких бронзовых львов».

Ху также является заместителем генерального секретаря Института династии Тан в Китае, профессиональной исторической ассоциации, которая была создана в 1980 году при Шэньсийском педагогическом университете в Сиане, исторически известном как Чанань – столице династии Тан и отправной точке древнего Шелкового пути.
«Что касается анализа металлов, возможно, что венецианцы переплавляли монеты из Китая, чтобы отлить крылатого льва, в то время как дизайн льва был заимствован из западной традиции крылатых львов», — сказал он.

«Идея о том, что отец и дядя Марко Поло привезли крылатого льва в Венецию, в значительной степени спекулятивна».

Кан Яожэнь, китайский искусствовед и художник, специализирующийся на анализе и датировке произведений искусства династий Тан, Сун и Юань, сказал, что маловероятно, что в древнем Китае существовал прототип такого льва, если только он не был запрошен у кого-то на Западе.

«Я много лет собираю и изучаю каменных львов в скульптуре, рельефе и линейной резьбе. Крылатые львы были крайне редки», — сказал Кан.

«Дизайн львов с расправленными крыльями распространен в западных ремеслах. Поскольку крылья отходят от тела, кажется маловероятным, что они могли быть добавлены впоследствии», — сказал он. «Его дизайн напоминает мне крылья ангела».

«В период Северных династий (439–581 гг.) крылья каменных львов изображались в виде рельефов, растущих на их телах, а не распростертых наружу. Во времена династии Тан ни у императорских, ни у простых львов не было крыльев».

Он также сказал, что гривы на фигурах львов не соответствуют древней китайской эстетике и являются редкостью.

«Кроме гробницы Ли Шоу из династии Тан, нет других каменных львов с мехом на груди», — сказал он, имея в виду двоюродного брата императора Гаоцзу (Ли Юаня), основателя династии Тан, который похоронен в сегодняшней провинции Шэньси.

Кан также сказал, что культурное влияние древнего Китая на Запад было минимальным.

«Хотя династия Тан была несколько непредвзятой, она все же была ограниченной. Даже такие фигуры, как буддийские монахи Сюаньцзан и Цзяньчжэнь, должны были тайно выезжать из страны.
«Древний Китай имел очень небольшое влияние на Запад – почти незначительное».

Увлечены наукой? Погрузитесь глубже с помощью информационного бюллетеня Dark Matters, еженедельного углубленного анализа роста Китая в науке, технологиях и военном деле. Зарегистрируйтесь бесплатно прямо сейчас.
Холли Чик
(в пересказе)
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции Некоммерческое сообщество журналистов Non profit

No comments :