Первый в мире музей потерянных вещей


Любой, у кого есть подключение к Интернету, может «посетить» этот виртуальный музей украденных артефактов. (The Epoch Times)
"Der Arme Poet" ("Бедный поэт"), 1839, Карл Шпицвег. 14 1/5 дюймов на 17 1/2 дюймов. 3 сентября 1989 года похитители произведений искусства украли картину; Он больше не всплыл.
Сожжение Александрийской библиотеки. Исчезновение ирландских коронных драгоценностей. Потеря Янтарной комнаты. На протяжении всей истории случаются моменты чрезвычайных культурных потерь, и каждый из них делает нас немного более бедными в культурном отношении, чем мы были раньше.

Какие красивые и важные рукописи, украшения, оружие и инструменты проскользнули сквозь трещины времени и исчезли? Этот вопрос не дает покоя археологам и кураторам музеев на протяжении веков. Он также нашел благодатную почву в популярном воображении, породив надуманные сказки, такие как сериалы «Индиана Джонс» и «Сокровище нации».

Новая инициатива ЮНЕСКО направлена на повышение осведомленности об утрате этих сокровищ и незаконном обороте культурных ценностей – от картин до керамики и музыкальных инструментов. Он называется «Виртуальный музей украденных культурных ценностей», и посетители могут бесплатно «бродить» по его иммерсивным цифровым коридорам в режиме онлайн. Каталог музея полностью состоит из артефактов, которые пропали без вести.

Более 250 из этих награбленных предметов, предоставленных 46 разными странами, находятся в коллекции музея. Они появляются в виде подробных 3D-рендеров с сопроводительными фотографиями и описаниями. Европа и Северная Америка поставили 96 наименований, из которых 57 – из Латинской Америки и Карибского бассейна. 51 из Африки, 36 из арабских стран и 37 из Азии и Тихого океана.

Королевство Саудовская Аравия совместно с Интерполом финансирует проект, который был запущен 29 сентября 2025 года. В то время как музей включает в себя всего около 250 предметов, по оценкам Интерпола, около 57 000 украденных предметов находятся где-то там, циркулируя на черном рынке. Интерпол ведет базу данных таких объектов и создал приложение ID-Art, которое позволяет пользователям идентифицировать похищенные культурные ценности.

Виртуальный музей, который также можно увидеть через гарнитуру виртуальной реальности, состоит из трех «залов»: Аудитория, Комната украденных предметов и Комната возвращения и реституции. В аудитории посетители могут узнать больше о назначении ЮНЕСКО и музея. В дополнение к сохранению культурной памяти и повышению осведомленности о похищенных артефактах, музей призван помочь странам улучшить свои возможности инвентаризации и другие меры по предотвращению краж.

В музее говорится:
«Виртуальный музей похищенных культурных ценностей ЮНЕСКО – это не просто цифровой опыт; Прежде всего, это проект, который направлен на... возвращать похищенные культурные ценности и оказывать поддержку всем государствам-членам в охране их культурного наследия. Для того чтобы все государства-члены могли извлечь из этого пользу, проект «Виртуальный музей» также включает мероприятия по наращиванию потенциала, адаптированные к конкретным потребностям, для оказания поддержки государствам, которые еще не имеют национальных перечней, перечней похищенных предметов или объектов, зарегистрированных в базе данных Интерпола об украденных произведениях искусства».

Одна из таких пилотных программ уже запущена в Того.

Комната с украденными предметами
Главной достопримечательностью музея является, конечно же, Комната украденных предметов, где огромное количество исчезнувших артефактов предстает в виде цифровых репродукций. Пользователи могут искать по региону, цвету, использованию или просто прокручивать наугад различные дисплеи. Среди этих потерянных сокровищ посетители найдут искусно изготовленный золотой браслет 1-го века до нашей эры с головой дракона из Румынии, керамику 600 года до нашей эры с Кипра, серебряный кафедру гватемальской церкви 18-го века и картину 1698 года голландского художника Германа Хенстенбурга под названием «Memento Mori», на которой изображен череп, окруженный цветами.

Одним из самых заметных недостающих сокровищ в коллекции является первое издание «Звездного вестника» Галилея, астрономического труда 1610 года, в котором подробно описываются наблюдения, сделанные с помощью новой технологии: телескопа. Сверкающие медальоны и иконы, мерцающие мраморные статуи и блочные идолы соболиного цвета — это увлекательный набор предметов, датируемых примерно временами Гомера вплоть до 19 века. Это, пожалуй, единственная музейная коллекция в мире, кураторы которой надеются на ее постепенное исчезновение.

Разнообразие артефактов в коллекции наполняет посетителя благоговением перед прекрасными и загадочными произведениями прошлого — и скорбью об их утрате. Как говорится на сайте музея: «Культурные ценности несут в себе истории своих сообществ. Когда культурный объект крадут, мы теряем часть своей идентичности. Изучение этих пропавших предметов является первым шагом к их восстановлению».

Третий раздел музея посвящен хронике процесса восстановления. Он включает в себя инсталляции, посвященные артефактам, которые были вновь обнаружены или восстановлены в своем доме. К сожалению, на момент написания этой статьи комната возвращения и реституции состояла только из трех объектов: окаменелостей трилобитов, которые были перехвачены чилийской таможней и возвращены в страну их происхождения, Марокко.

Музей открывает посетителям возможность заглянуть в обширные пласты человеческой истории со всего мира. Они напоминают нам как о жизнеспособности, так и о хрупкости человеческих цивилизаций, многие из которых известны нам сейчас только по их артефактам, и даже они подвержены исчезновению. Можно надеяться, что музей ЮНЕСКО поможет предотвратить дальнейшие потери, сдерживая многие силы, которые могли бы стереть следы прошлого.
Уокер Ларсон
(в пересказе)

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции Некоммерческое сообщество журналистов Non profit

No comments :