Любой, у кого есть подключение к Интернету, может «посетить» этот виртуальный музей украденных артефактов. (The Epoch Times)
"Der Arme Poet" ("Бедный поэт"), 1839, Карл Шпицвег. 14 1/5 дюймов на 17 1/2 дюймов. 3 сентября 1989 года похитители произведений искусства украли картину; Он больше не всплыл.
Сожжение Александрийской библиотеки. Исчезновение ирландских коронных драгоценностей. Потеря Янтарной комнаты. На протяжении всей истории случаются моменты чрезвычайных культурных потерь, и каждый из них делает нас немного более бедными в культурном отношении, чем мы были раньше.
Какие красивые и важные рукописи, украшения, оружие и инструменты проскользнули сквозь трещины времени и исчезли? Этот вопрос не дает покоя археологам и кураторам музеев на протяжении веков. Он также нашел благодатную почву в популярном воображении, породив надуманные сказки, такие как сериалы «Индиана Джонс» и «Сокровище нации».
Новая инициатива ЮНЕСКО направлена на повышение осведомленности об утрате этих сокровищ и незаконном обороте культурных ценностей – от картин до керамики и музыкальных инструментов. Он называется «Виртуальный музей украденных культурных ценностей», и посетители могут бесплатно «бродить» по его иммерсивным цифровым коридорам в режиме онлайн. Каталог музея полностью состоит из артефактов, которые пропали без вести.
Более 250 из этих награбленных предметов, предоставленных 46 разными странами, находятся в коллекции музея. Они появляются в виде подробных 3D-рендеров с сопроводительными фотографиями и описаниями. Европа и Северная Америка поставили 96 наименований, из которых 57 – из Латинской Америки и Карибского бассейна. 51 из Африки, 36 из арабских стран и 37 из Азии и Тихого океана.
Королевство Саудовская Аравия совместно с Интерполом финансирует проект, который был запущен 29 сентября 2025 года. В то время как музей включает в себя всего около 250 предметов, по оценкам Интерпола, около 57 000 украденных предметов находятся где-то там, циркулируя на черном рынке. Интерпол ведет базу данных таких объектов и создал приложение ID-Art, которое позволяет пользователям идентифицировать похищенные культурные ценности.
Виртуальный музей, который также можно увидеть через гарнитуру виртуальной реальности, состоит из трех «залов»: Аудитория, Комната украденных предметов и Комната возвращения и реституции. В аудитории посетители могут узнать больше о назначении ЮНЕСКО и музея. В дополнение к сохранению культурной памяти и повышению осведомленности о похищенных артефактах, музей призван помочь странам улучшить свои возможности инвентаризации и другие меры по предотвращению краж.
В музее говорится:
«Виртуальный музей похищенных культурных ценностей ЮНЕСКО – это не просто цифровой опыт; Прежде всего, это проект, который направлен на... возвращать похищенные культурные ценности и оказывать поддержку всем государствам-членам в охране их культурного наследия. Для того чтобы все государства-члены могли извлечь из этого пользу, проект «Виртуальный музей» также включает мероприятия по наращиванию потенциала, адаптированные к конкретным потребностям, для оказания поддержки государствам, которые еще не имеют национальных перечней, перечней похищенных предметов или объектов, зарегистрированных в базе данных Интерпола об украденных произведениях искусства».
Одна из таких пилотных программ уже запущена в Того.
Комната с украденными предметами
Главной достопримечательностью музея является, конечно же, Комната украденных предметов, где огромное количество исчезнувших артефактов предстает в виде цифровых репродукций. Пользователи могут искать по региону, цвету, использованию или просто прокручивать наугад различные дисплеи. Среди этих потерянных сокровищ посетители найдут искусно изготовленный золотой браслет 1-го века до нашей эры с головой дракона из Румынии, керамику 600 года до нашей эры с Кипра, серебряный кафедру гватемальской церкви 18-го века и картину 1698 года голландского художника Германа Хенстенбурга под названием «Memento Mori», на которой изображен череп, окруженный цветами.
Одним из самых заметных недостающих сокровищ в коллекции является первое издание «Звездного вестника» Галилея, астрономического труда 1610 года, в котором подробно описываются наблюдения, сделанные с помощью новой технологии: телескопа. Сверкающие медальоны и иконы, мерцающие мраморные статуи и блочные идолы соболиного цвета — это увлекательный набор предметов, датируемых примерно временами Гомера вплоть до 19 века. Это, пожалуй, единственная музейная коллекция в мире, кураторы которой надеются на ее постепенное исчезновение.
Разнообразие артефактов в коллекции наполняет посетителя благоговением перед прекрасными и загадочными произведениями прошлого — и скорбью об их утрате. Как говорится на сайте музея: «Культурные ценности несут в себе истории своих сообществ. Когда культурный объект крадут, мы теряем часть своей идентичности. Изучение этих пропавших предметов является первым шагом к их восстановлению».
Третий раздел музея посвящен хронике процесса восстановления. Он включает в себя инсталляции, посвященные артефактам, которые были вновь обнаружены или восстановлены в своем доме. К сожалению, на момент написания этой статьи комната возвращения и реституции состояла только из трех объектов: окаменелостей трилобитов, которые были перехвачены чилийской таможней и возвращены в страну их происхождения, Марокко.
Музей открывает посетителям возможность заглянуть в обширные пласты человеческой истории со всего мира. Они напоминают нам как о жизнеспособности, так и о хрупкости человеческих цивилизаций, многие из которых известны нам сейчас только по их артефактам, и даже они подвержены исчезновению. Можно надеяться, что музей ЮНЕСКО поможет предотвратить дальнейшие потери, сдерживая многие силы, которые могли бы стереть следы прошлого.
Уокер Ларсон
(в пересказе)

No comments :
Post a Comment