Как выглядит Ад Иеронима Босха


Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — осуждение греха или прославление гедонизма? Искусствоведы до сих пор не уверены. (Big Think)
Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». (Источник: Википедия / Музей Прадо)

«Сад земных наслаждений» — картина-триптих маслом, созданная нидерландским художником Иеронимом Босхом между 1490 и 1510 годами. Вы, вероятно, уже видели её где-то в интернете. Три панели картины до краев наполнены сценами настолько абсурдными, что их трудно описать.
На большинстве из них изображены обнажённые люди. Обнажённые резвятся на пышных зелёных полях и совокупляются в фонтанах, напоминающих кубизм. Обнажённые люди засовывают цветы друг другу в прямую кишку, собирают их под гигантскими ягодами клубники или вылупляются из таких же огромных яиц. Обнажённых людей пожирает существо с головой совы, носящее вместо шляпы котёл.

Несмотря на яркие цвета и улыбчивых героев, «Сад земных наслаждений» производит глубоко тревожное впечатление. Его абсурдные образы и реалистично переданные сновидческие пейзажи напоминают работы художника-сюрреалиста Сальвадора Дали или изображения, созданные алгоритмом Google DeepDream. Эти качества сделали шедевр Босха обязательным к просмотру в своё время и объясняют его неизменную популярность в наши дни. Но что это значит?

Таинственная жизнь Иеронима Босха
Отчасти привлекательность «Сада земных наслаждений» обусловлена ​​тем, что мы очень мало знаем о его создателе. Жизнь и творчество художника Иеронима Босха пришлось собирать по крупицам, основываясь на 53 исторических документах. Некоторые из них были написаны самим Босхом. Несколько были написаны другими авторами, и в них он упоминается лишь вскользь. Большинство же представляют собой простые счета и налоговые квитанции.

Босх родился в 1450 году под именем Иеронимус ван Акен. «Иеронимус Босх» — его художественное имя. Он позаимствовал его из названия места своего рождения, голландского города Хертогенбос, или сокращённо Ден-Бос. Два его брата были художниками. Также художниками были его отец, дед и прадед.

Документ 1481 года свидетельствует о том, что Босх был женат на Алейд ван де Меервенне, чьё богатство и положение открывали ему доступ в самые эксклюзивные круги Ден-Боша. Среди них была квазирелигиозная организация под названием «Прославленное Братство Богоматери», членами которой были наследники знатных европейских семей. Целью Братства была благотворительность. Однако документы свидетельствуют, что Босх в основном устраивал роскошные званые обеды в компании своих братьев по клятве, где они подавали дорогие нидерландские деликатесы, например, лебединое мясо.

Дьяволы, ягодицы и гульфики
Поскольку личные убеждения Босха были неизвестны, его картины часто воспринимались буквально. Не распознав в «Саде земных наслаждений» изображение Эдемского сада (название было приписано критиками задним числом), современники ошибочно принимали религиозные образы картины за бессмысленную фантазию, и эту классификацию впоследствии с готовностью приняли учёные.

В своей книге XVI века «Описание Нижних Земель » венецианский купец Лодовико Гвиччардини провозгласил Босха «самым благородным и достойным восхищения изобретателем фантастических и причудливых вещей». Его современник Джорджо Вазари назвал картины Босха «капризными», которые, согласно итальянской традиции, отсылали скорее к воображаемым образам, чем к реальности. Комментарий Вазари был положительным, но поэт Франсиско де Кеведо был более критичен, когда писал, что творчество Босха можно свести к «чертям, ягодицам и гульфикам».

Босх, похоже, дорожил своей репутацией средневекового фантазёра. В его блокнотах есть несколько набросков монстров. Они больше похожи на каракули, чем на зарисовки к картинам. Другими словами, Босх создал их скорее для собственного развлечения, чем для доказательства своей идеи. На панели « Иоанн на Патмосе » один из монстров Босха, похоже, взаимодействует с его собственной подписью, что выдаёт нежную связь между человеком и его франкенштейновскими выдумками.

Монстры в средневековых рукописях
Искусствоведы сравнивают эти изобретения с роллериями – термином, используемым для описания необычных рисунков, населяющих иллюминированные рукописи средневековой Европы. Роллерии сильно различаются от страницы к странице. Некоторые из них представляют собой точные изображения реальных животных и предметов. Другие же представляют собой химеры – комбинации несочетаемых элементов, например, пенисы на ногах.

Логика и значение шуток до сих пор ускользают от внимания средневековых учёных. Единственное, что их объединяет, – это расположение на полях текста. Это говорит о том, что они выполняют исключительно декоративную функцию и не имеют отношения к содержанию рукописей. В одной из статей 2014 года шутки называются «пространственным карнавалом, где всё было дозволено».

Как и у Босха, искусство шуток не обходилось без критиков. Гораций отвергал их, поскольку, по его мнению и мнению других римских писателей, искусство должно подражать природе. Поскольку фантазия высмеивает природу, её не следует воспринимать всерьёз. Мнение Горация сохранилось и в Тёмные века, где оно приобрело новое, отчётливо религиозное значение, поскольку священнослужители начали опасаться, что люди больше интересуются полями иллюминированных рукописей, чем самими рукописями.

Расшифровка Сада земных наслаждений
Последующие поколения историков искусства признавали, что картины Босха представляют собой сложные и многослойные визуальные комментарии, которыми они (вероятно) и являются. «Сад земных наслаждений» , в свою очередь, был переосмыслен через призму алхимии, астрологии и фольклора, что позволяет найти множество возможных объяснений для, казалось бы, бессмысленных сцен.

Как видно из названия, триптих в настоящее время широко интерпретируется как осуждение похоти. К такому выводу пришли благодаря иконографии – изучению символического значения предметов и того, как это значение меняется с течением времени. Центральная панель, например, заполнена предметами, которые в XVI веке олицетворяли бренность земной красоты и сексуальное влечение, включая быков и полые плоды. Сова же была символом колдовства, что также эффективно использовал Гойя .

Существуют и другие толкования. Знаменитый историк искусства Эрнст Гомбрих однажды утверждал, что триптих представляет собой «состояние человечества накануне Потопа, когда люди всё ещё стремились к удовольствиям, не думая о завтрашнем дне». Самая радикальная гипотеза принадлежит Вильгельму Франгеру, который считает, что « Сад земных наслаждений » — это не осуждение похоти, а её прославление. Он пишет, что Босх, возможно, был заказан или вдохновлён адамитами , христианской сектой, провозглашавшей, что человечество, подобно Адаму и Еве, не должно стыдиться своей человечности.
Тим Бринкхоф
(в пересказе)

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции Некоммерческое сообщество журналистов Non profit

No comments :