В Китае очки с ИИ позволяют владельцу оплатить покупки в магазинах одним взглядом на QR-код и голосовую команду, поскольку всё больше компаний стремятся завоевать как внутренний, так и зарубежный рынки. (Сюжет AFP)
Интерес к умным очкам стремительно растёт по всему миру после более чем десятилетия застой в перспективе, а достижения в области искусственного интеллекта приносят новый успех отрасли.
Американский гигант Meta явно лидирует на рынке, но множество китайских компаний — от гигантов вроде Alibaba и Xiaomi до стартапов вроде Rokid и XREAL — стремятся догнать их.
«Преимущества Китая очевидны», — сказала генеральный директор Rokid Миса Чжу AFP после недавнего запуска в восточном городе Ханчжоу.
«Экосистема и её цепочка поставок находятся в Китае, и Китай производит много.»
Внутри страны китайские компании имеют неоспоримое преимущество — сервисы Meta там заблокированы, недоступны без VPN.
Страна — потенциально огромный и прибыльный рынок носимых технологий.
Ожидается, что продажи умных очков там вырастут на 116 процентов по сравнению с 2025 годом, согласно данным поставщика рыночной аналитики IDC.
Повседневная жизнь уже сильно цифрова, даже пожилые жители используют смартфоны для всех задач — от платежей до транспортировки.
Интернет-инфраструктура Китая, такая как QR-коды для оплаты в магазинах, «уже более развита, чем в Европе и США», отметил Чжу.
«Темная лошадка» Xiaomi
Другие китайские компании, такие как Xiaomi, RayNeo, Thunderobot и Kopin, активно участвуют в секторе умных очков, написала аналитик исследовательской компании Counterpoint Флора Танг.
Особенно Xiaomi была «тёмной лошадкой», по её словам, и их дебютные AI-очки стали третьей по продажам в своём роде в первой половине 2025 года, несмотря на то что продавались всего около недели.
Интерес также проявляется к небольшим компаниям, таким как Rokid, которые недавно собрали более 4 миллионов долларов на краудфандинговом сайте Kickstarter.
Рокид «наблюдает и учится... от крупных глобальных компаний», — сказал генеральный директор Чжу.
Чтобы охватить внутренний и зарубежный рынки, компания позволяет клиентам использовать китайские приложения в Китае и других странах, в отличие от конкурентов, таких как Meta, которые ограничивают количество предлагаемых приложений.
Очки Rokid не привязаны к одной генеративной модели ИИ.
«Мы очень открыты в использовании OpenAI, а также можем подключаться к ламам, близнецам и Гроку», — сказал Чжу.
«Вот почему многие нас любят.»
Ещё одной особенностью, которую Rokid продемонстрировал в Ханчжоу, был синхронный перевод с субтитрами цвета фосфора, которые скатывались по внутренним линзам очков, пока сотрудник говорил по-китайски.
Но разрушить доминирование Meta за рубежом будет непросто.
В первой половине 2025 года Meta занимала 73 процента растущего мирового рынка умных очков, согласно данным Counterpoint.
Их успех связывают с Ray-Ban Meta Smart Glasses, почти неотличимым от повседневных и, что особенно модно, очкам.
Вопросы конфиденциальности
В Ханчжоу Rokid представила новые совместные проекты с Bolon, которая также принадлежит материнской компании Ray-Ban — EssilorLuxottica.
Поскольку вес также является ключевым фактором, Rokid отмечает, что их модели — одни из самых лёгких в мире.
«Внешний вид остаётся главным приоритетом — он должен заставить людей действительно захотеть носить его», — сказал 25-летний клиент Ву Тяньхао AFP.
Китайские компании демонстрируют «множество брендов и моделей, быструю итерацию и способность быстро адаптироваться к изменениям рынка», — отметил эксперт отрасли Чжу Дяньжун.
Однако «зарубежные бренды по-прежнему имеют преимущество в хард-тех, таких как полноцветные дисплеи и оптические волноводы».
Вице-президент Rokid Гэри Цай признал «очевидный пробел» в технологиях чипов, доступных в Китае и за рубежом, но отметил, что разница между моделями ИИ «значительно сократилась».
Несмотря на рост интереса к умным очкам, как китайские, так и зарубежные компании сталкиваются с серьёзными проблемами в преддверии широкого внедрения.
В целом пользовательский опыт требует большей отшлифовки и доступности, — сказал Уилл Гринвальд, автор магазина потребительской электроники PCMag.
«Я не думаю, что кто-то ещё сделал этот опыт гладким», — сказал он AFP.
Вопросы конфиденциальности остаются препятствиями, а последствия широко ношения очков незаметно и почти постоянного записи могут привести к возможным регуляторным ловушкам.
Тем не менее, такие производители, как Чжу, сохраняют уверенность.
«Сегодня наши ИИ-очки — это периферийное устройство для телефонов», — сказал он. «Но в ближайшем будущем... Телефоны станут аксессуарами к очкам.»
(в пересказе)

No comments :
Post a Comment