Неприятности в раю? Россия - Турция. Отношения


По мере того, как турецкий президент переключает свое внимание на Киев, он, по сути, проверяет новые красные линии Москвы. Насколько твердо Россия готова реагировать в ситуации, когда она одновременно отбивается от украинского контрнаступления и восстанавливается после мятежа Вагнера?
После победы на президентских выборах в мае давний лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган постепенно смещается в сторону Запада. В то время как Москва спокойно отреагировала на готовность Анкары одобрить вступление Швеции в НАТО, передача Турцией пяти украинских командиров, захваченных российскими войсками, обратно в Киев и замечания Эрдогана в поддержку вступления Украины в НАТО вызвали возмущение.

Москва в настоящее время не в состоянии допустить ухудшения отношений с Турцией, и Эрдогану также важно избежать этого, чтобы продолжать извлекать выгоду из посредничества между Москвой и Западом. Его поворот к Западу также обусловлен внутренними факторами, такими как тяжелый экономический кризис, который требует колоссальных инвестиций, которые может обеспечить только Запад.

Вся предвыборная программа Эрдогана была построена на отвлечении внимания турецких избирателей от проблемной экономики, особенно от пятикратного обесценивания лиры по отношению к доллару в последние годы и колоссальной инфляции, достигшей 85 процентов в годовом выражении в ноябре прошлого года.

Хвастовство турецкими военными достижениями и бескомпромиссная риторика по отношению к Западу были призваны продемонстрировать возросшее международное влияние Турции. Таким образом, Эрдоган мог бы ограничиться своими ссылками на социально-экономические проблемы, объяснив, что «Турция прокладывает свой собственный путь».

Однако сразу после выборов туркам пришлось столкнуться с реальностью. Турецкая лира продолжала быстро снижаться по отношению к доллару, упав почти на 30 процентов в течение месяца со дня выборов. Потребительские цены в июне выросли на 38 процентов по сравнению с июнем предыдущего.

Все это побудило Эрдогана использовать свое переизбрание, чтобы отказаться от политики искусственно заниженных процентных ставок и встать на путь экономической либерализации. После новых назначений турецкий центральный банк впервые за двадцать семь месяцев повысил процентную ставку — с 8,5 процента до 15 процентов.

Одного этого недостаточно для всеобъемлющей стабилизации турецкой экономики, которая в значительной степени зависит от иностранных инвестиций. Турция остро нуждается в притоке иностранного капитала, и крупнейшими инвесторами в ее экономику продолжают оставаться западные страны, прежде всего Нидерланды, США и Великобритания, на долю которых вместе приходится около 30 процентов.

В этих условиях Эрдоган признал необходимость разворота в сторону Запада ради экономической стабилизации. Тем не менее, разрыв связей с Россией, которая в прошлом году стала крупнейшим импортером Турции, не является вариантом.

Помимо экономических проблем, Эрдогану также предстоит разобраться с муниципальными выборами, запланированными на март следующего года. Чтобы вернуть контроль над крупными городами, такими как Анкара и Стамбул, у оппозиции ему необходимо привлечь на свою сторону прозападных городских избирателей.

Примечательно, что после выборов Эрдоган вновь вернулся к теме интеграции Турции в Евросоюз и даже потребовал открытого пути в ЕС в обмен на одобрение Турцией членства Швеции в НАТО.

Дискуссии о европейской интеграции в первую очередь служат позерством для Эрдогана, чтобы привлечь западные инвестиции и получить внутреннюю поддержку в прозападных городах в преддверии муниципальных выборов. Поэтому маловероятно, что эта тема станет еще одной проблемой для турецко-российских отношений.

Также нет оснований ожидать напряженности между Москвой и Анкарой из-за одобрения Турцией членства Швеции в НАТО. Турецкие возражения долгое время были камнем преткновения при вступлении Швеции, но фактически вопрос был принципиально решен на прошлогоднем саммите НАТО в Мадриде, где Турция, Швеция и Финляндия подписали соответствующий меморандум.

Эрдоган просто выигрывал время из-за президентских выборов, во время которых он играл на антизападных настроениях. Теперь, когда он был переизбран, у Эрдогана развязаны руки, и он может официально объявить о своем согласии, тем более что Соединенные Штаты подсластили сделку, согласившись поставить Турции истребители F-16.

Одобрение Турцией вступления Швеции в ЕС не стало неожиданностью для Кремля, что подтвердил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. «Турция привержена своим обязательствам. Для нас это никогда не было секретом, и мы никогда не смотрели на это через розовые очки», — сказал он.

Более болезненным для Москвы стало решение Турции вернуть в Украину пятерых пленных командиров украинского батальона «Азов» во время недавнего визита президента Украины Владимира Зеленского в Стамбул. Пятеро командиров были захвачены кремлевскими войсками и переправлены в Турцию с заверениями, что они не вернутся в Украину до окончания войны.

В Кремле решение Анкары расценили как «нарушение существующего соглашения». Согласно Эрдоган, однако, узнав о решении Турции, «Россия сначала расстроилась, но потом, получив некоторые подробности... Ситуация сложилась позитивно».

Этот эпизод еще раз демонстрирует, насколько российско-турецкие отношения зависят от личных отношений президента России Владимира Путина и Эрдогана. Контакты между двумя странами часто носят неформальный характер, и соглашение по «Азову», вероятно, было одним из таких — ни к чему не обязывающим — и Эрдоган воспользовался этим.

Нельзя сказать, что инцидент обошелся без последствий. Передача командиров «Азова» вкупе с публичной поддержкой Турцией членства Украины в НАТО вызвала резкие заявления со стороны Москвы, но дальше словесной критики Россия пока не пошла.

В любом случае, осторожная реакция Кремля показала, что Россия в настоящее время не в состоянии нагнетать напряженность в отношениях с Турцией, которая остается единственным реальным посредником в отношениях Москвы с Западом и Киевом, а также одним из ее ключевых экономических партнеров.

Эрдоган также не забыл о поддержке, которую он получал от Москвы во время своей предвыборной кампании (например, Москва предоставила Анкаре отсрочку платежа за газ в размере 20 миллиардов долларов), их тесных экономических связях или способности оказывать давление на партнеров по НАТО с помощью России. Соответственно, обе страны будут продолжать выполнять этот деликатный баланс, избегая серьезной эскалации.
Руслан Сулейманов
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :