Обычно я отделяю факты от своего мнения, которое на этой неделе подкрепилось научным исследованием (Ли, Гликман и Чабри, опубликованным в журнале Chance ), которое подтверждает то, что думают многие из нас: эти огромные различия в гораздо большей степени зависят от образования и окружающей среды, чем от генетики. И здесь шахматы могут отражать то, что происходит в других сферах жизни. Хотя последний раз я говорил об этом четыре месяца назад, это открытие проливает новый свет на этот вопрос.
Совершенно новым вкладом данного исследования является то, что девочки в возрасте 8–10 лет, начавшие играть в шахматы в среде, где их количество было сопоставимо с количеством мальчиков, практически не демонстрируют различий в силе игры по сравнению с мальчиками в течение последующих десяти лет. Огромное значение этого открытия – хотя, конечно, для его подтверждения или уточнения потребуются дальнейшие исследования – заключается в следующих объективных данных, которые постоянно наблюдаются в течение длительного времени. Спустя одиннадцать лет после ухода венгерки Юдит Полгар, единственной женщины в истории, входившей в десятку лучших шахматистов мира, среди сотни лучших нет ни одной. Китаянка Ифань Хоу, которая очень неактивна, занимает 127-е место; её соотечественница Цзиньэр Чжу (четверо лучших шахматистов – китаянки) – 245-е. На каждую женщину, играющую в шахматы, приходится примерно десять мужчин (этот показатель несколько варьируется в зависимости от страны, но всегда свидетельствует о том, что шахматная среда в значительной степени мужская и, возможно, не слишком привлекательна для женщин).
В дискуссиях, объясняющих эти данные, эксперты с разных точек зрения (специализированные журналисты, ученые, игроки и т. д.) в подавляющем большинстве сходятся во мнении, что основной упор следует делать на образование и окружающую среду: шахматы по-прежнему носят мужской ярлык в большинстве частей света, включая высокоразвитые страны; они рассматриваются скорее как спорт для мальчиков, чем для девочек. Например, если бы все девочки в мире воспитывались как Джудит и ее сестры Сьюзен и София (дома, с родителями, обеими профессиональными педагогами, где шахматы были важным предметом), их, вероятно, было бы гораздо больше среди ста лучших игроков мира. Особенно если бы, как часто напоминает мне Джудит, тренеры перестали ставить перед девочками планку просто как быть чемпионками (в женской категории) и вместо этого сосредоточились бы на достижении звания абсолютной чемпионки.
Однако те, кто не согласен с этим выводом, приводят весьма веские и достойные аргументы и факты. Неоспоримая статистика показывает, что во всем мире число девочек, бросающих шахматы в пубертатном периоде, гораздо выше, чем число мальчиков; можно предположить, что тестостерон является более сильным стимулом для игры в шахматы, чем эстроген. В скандинавских странах, лидирующих в борьбе за равные права, число студенток, получающих образование в области математики, значительно ниже, чем число студентов-юношей. В Грузии, где шахматы – национальная страсть, а лучшие шахматистки – популярные герои, ни одна из них никогда не превзошла лучших шахматистов-мужчин.
Мой ответ на эти аргументы основан на связи их с образованием и общественными устоями. Сёстры Полгар также достигли половой зрелости, но все три продолжали играть и добиваться спортивных успехов. Хотя в Скандинавии равные права пропагандируются уже более полувека, возможно, этого времени недостаточно, чтобы стереть стереотипы, например, представление о том, что математика — удел мальчиков. В Грузии почитание лучших шахматисток вполне согласуется с тем, что после окончания университета большинство женщин ставят семью выше соревнований высокого уровня.
Что ж, недавно опубликованное исследование (финансируемое платформой Chessable) поддерживает тех из нас, кто утверждает, что генетические различия (которые, несомненно, существуют, поскольку мужские и женские гормоны различаются) можно изменить с помощью образования и окружающей среды. Когда меня просят предложить конкретные меры для решения этой проблемы, я обычно выделяю следующие две:
1) Внедрить шахматы как образовательный инструмент для детей от 3 до 6 лет (в сочетании с музыкой и танцами на гигантской шахматной доске, как показано на фотографии выше) для работы над важными педагогическими задачами, такими как психомоторные навыки, концентрация, память, основы геометрии, уважение к правилам, контроль импульсов и т. д.; для этих девочек шахматы — это нечто обыденное и нормальное, без какого-либо ярлыка мужественности;
2) Поручить женщинам отвечать за дизайн, оформление и организацию шахматных клубов.
Если вы дочитали до этого места, я склонен полагать, что вы так же ясно, как и я, видите связь между окружающей средой и образованием в решении проблемы – или, если угодно, великой тайны – колоссального дефицита женщин в спорте, где физическая сила не имеет абсолютно никакого значения (выносливость – да, но грубая сила – совсем нет). Выводы исследования показывают, что, хотя общество в целом продолжает считать шахматы мужским видом спорта, тот факт, что эти девочки учились вместе с мальчиками и в таком же количестве, перевешивает социальные стереотипы об их статусе как игроков, как видно на втором графике, который я включил в эту рассылку.
Завершу свой рассказ до следующего четверга, подчеркнув нечто крайне важное: если вывод сегодняшнего исследования будет подтверждён другими, его, скорее всего, можно будет применить к областям, гораздо более важным, чем шахматы. На данный момент результат таков: образование 1 – гормоны.
Информационный бюллетень Леончо Гарсии
(в пересказе)

No comments :
Post a Comment