В самом начале главы Торы “Лех-Леха” рассказывается, как Б-г дает повеление Аврааму, с которого начинается не только его собственная миссия в этом мире, но и духовный путь всего еврейского народа.
“Иди… в землю, которую Я тебе укажу”, – говорит Всевышний, отправляя его в странствия, цель которых – нести людям знание о едином Б-ге. И для большей убедительности добавляет к этому: “И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое”.
Ну, видимо, правила позитивной стимуляции прекрасно работали и четыре тысячелетия назад. А чтобы устранить все иллюзии, мудрецы Талмуда еще и истолковывают слова “благословлю тебя” как “награжу богатством”. В общем, получается какой-то странный образец беззаветного и бескорыстного служения Творцу. На первый взгляд… Но на самом деле, как объясняет Каббала и хасидизм, эти обещания Всевышнего – это не про награду и воздаяние, а про обеспечение ресурсами.
Скитальческое просветительство – это, во-первых, не на пользу семейной жизни, а во-вторых, это миссия вселенского масштаба, которая не должна на Аврааме закончиться. Потому-то Б-г и обещает сделать его “народом великим”. Это, кроме того, весьма накладно – поэтому Б-г обещает благословить Авраама богатством. Ну и наконец, чтобы нести знание о Творце, нужно, чтобы люди тебя слушали, а значит, видели перед собой не безвестного странствующего болтуна, а знаменитого уважаемого человека. Поэтому – “возвеличу имя твое”.
Таким образом, эти посулы Свыше воспринимаются Авраамом не как обещанные коврижки, а как часть его должностной инструкции и технического задания. И именно так материальные ресурсы и должны нами восприниматься: не предмет накопления, а то, что нужно для реализации своего предназначения в этом мире. И в должном понимании этого – и залог нашего успеха, и залог того, что Всевышний, наделивший нас этим предназначением, наделит и ресурсами для его реализации.
Р-н Эли Коган

No comments :
Post a Comment