История галеона «Сан-Хосе» — «святого Грааля»


Считается, что кораблекрушение Сан-Хосе сегодня содержит груз золота, серебра и драгоценностей стоимостью до 20 миллиардов долларов; кораблекрушение Сан-Хосе вызывает легенды и споры с момента затопления судна в 1708 году. (History Uncovered)
Изображение испанского галеона «Сан-Хосе» (в центре слева), взрывавшегося во время операции Вейджера в 1708 году (Wikimedia Commons)

Глубоко под водами Карибского моря у побережья Колумбии находится испанский галеон Сан-Хосе — когда-то плавающая крепость, которая погибла после нападения и потопления британцами в 1708 году. В то время говорили, что корабль перевозил огромный груз золота, серебра, драгоценностей и других товаров, чтобы помочь испанскому королю оплатить войну против британцев.

Кораблекрушение в Сан-Хосе и состояние, которое оно якобы перевозило, оцениваются в сегодняшних деньгах до 20 миллиардов долларов. Нетрудно понять, почему так много охотников за сокровищами стремятся исследовать Сан-Хосе, или почему он получил звание «святого грааля» кораблекрушений.

Бесчисленные люди и организации проводили опросы, пытаясь найти место кораблекрушения в Сан-Хосе на протяжении многих лет. Только в 2015 году ВМС Колумбии наконец обнаружили San José с помощью автономного подводного аппарата, но даже после открытия оставалось несколько вопросов.

Для начала, никто не мог прийти к единому мнению, кто на самом деле владеет затонувшим галеоном. Теперь это была колумбийская собственность, учитывая, что именно они её нашли? Или он принадлежал Испании, ведь это был испанский корабль? Или как насчёт коренных народов в Боливии и Перу, которые утверждают, что большая часть сокровищ была разграблена испанцами из шахт в Андах?

В то же время другие сомневаются, стоит ли вообще исследовать это место, учитывая, что это военная могила, и сотни людей погибли, когда корабль затонул. Также стоит отметить, что точно неясно, сколько сокровищ сохранилось. В конечном итоге будущее кораблекрушения в Сан-Хосе неопределённо, но его историческое значение определённо нет.

Корабль, построенный для империи
С самого начала «Сан-Хосе» не был обычным судном.

Построенный около 1698 года, внушительный галеон с 64 пушками стал вершиной испанской морской инженерии. Длиной около 150 футов и несколькими палубами, она была спроектирована для ведения войны и перевозки грузов — особенно богатства, поступающих из шахт Нового Света обратно в Европу.

Долгое время американская империя Испании была предметом зависти многих стран Европы. Испанцы брали серебро из современной Боливии, добывали золото в современной Колумбии и находили изумруды в Андах.

А San José, флагман Флоты Tierra Firme, получил, возможно, самый ценный груз, когда-либо загруженный на один корабль.

В мае 1708 года San José отправился из Портобело, Панама, направляясь в Испанию. Говорили, что он был набит до краёв сокровищами: сундуками с золотыми дублонами, слитками серебра, мешками с необработанными изумрудами и другими предметами. Хотя точный инвентарь был утерян в истории, колониальные записи свидетельствуют о официальном грузе до 200 тонн драгоценных металлов и камней.

Король Филипп V Испанский должен был получить сокровище, погруженное на Сан-Хосе.

Тем не менее, неофициальные оценки — учитывая контрабанду, которую испанские колонисты регулярно провозили на своих кораблях, чтобы избежать налогообложения — указывают на то, что фактическое сокровище могло быть ещё больше. Некоторые даже утверждали, что это «величайшее сокровище в истории человечества».

Для Испании же сокровище стало и спасательным кругом. Страна оказалась вовлечена в Войну за испанское наследство — жестокий конфликт, в котором европейские державы боролись за наследование испанского престола.

«Британия и её союзники хотели ограничить власть французов и бурбонов», — рассказала в интервью HISTORY Энн Коутс, доцент морской истории Университета Портсмута в Англии. «Королевскому флоту Великобритании нужно было контролировать Атлантику, чтобы защитить свою торговую торговлю, возвращающуюся из Америки.»

Король Филипп V Испанский отчаянно нуждался в сокровищах для пополнения своих войск, финансирования флота и сохранения претензий на корону. По сути, это означало, что Сан-Хосе несла судьбу империи, когда она уходила.

Трагическое крушение Сан-Хосе
8 июня 1708 года, когда «Сан-Хосе» и его флот шли возле Картахены, готовясь вернуться в Европу, наблюдатели заметили их паруса. Британская эскадра под командованием коммодора Чарльза Уэйджера поджидала.

Британские войска, союзники других стран, таких как современные Нидерланды, против восхождения короля Филиппа V в Испании, надеялись захватить предполагаемое сокровище на борту «Сан-Хосе» и вернуть его в Англию.

Вскоре корабли Вэйджера приблизились. San José двинулся для вступления в бой с британскими кораблями, но что произошло дальше, до конца неясно. По данным Vanity Fair, команды выкрикивали, стреляли из пушок, и, поскольку воздух был густым от дыма и запахом пороха, произошла катастрофа.
Война за испанское наследство

Война за испанское наследство сделала груз корабля бесценным для короля Филиппа V.

Внезапно пороховой склад «Сан-Хосе» воспламенился во время засады британцев. Взрыв был катастрофическим, и некоторые свидетели утверждали, что огненный шар можно было увидеть на многие мили. Корабль развалился и за считанные мгновения рухнул на дно океана, унеся с собой примерно 600 душ — моряков, солдат и других пассажиров. Выжили только 11 человек.

Потеря такого огромного груза ценностей в море вызвала шок по всей испанской империи. Вместе с Сан-Хосе погибли не только сотни жизней, но и финансовые ресурсы, необходимые Филиппу V для продолжения войны. Некоторые историки даже утверждали, что крушение напрямую повлияло на исход войны, подорвав мощь как Испании, так и Франции.

Но в Испании и за её пределами распространилась слух о потерянном сокровище, лежащем на дне океана для тех, кто сможет его найти.

Века поисков утраченного сокровища Испании
Более 300 лет местоположение Сан-Хосе оставалось одной из величайших загадок морской истории. Охотники за сокровищами, как любители, так и профессионалы, прочёсывали Карибское море в поисках легендарного корабля и его легендарного груза — но задача оказалась легче сказать, чем сделать.

Неточные навигационные записи XVIII века, сильные течения и обширные потенциальные районы поиска усугубляли ситуацию.

Только в 1980-х годах американская спасательная компания Sea Search Armada заявила о обнаружении кораблекрушения в Сан-Хосе и заключила соглашения с колумбийским правительством. Однако споры по поводу условий соглашений привели к десятилетиям судебных разбирательств.

ВМС Колумбии заявили, что обнаружили «истинное» кораблекрушение Сан-Хосе в 2015 году.

Как описала Энн Коутс в статье для The Conversation, Sea Search Armada предложила разделить выручку с обломков 50 на 50, что позже Колумбия оспорила. В конечном итоге, в 2007 году Верховный суд США постановил, что Колумбия будет иметь право на любые артефакты, объявленные «национальным культурным наследием», что ещё больше усложняло ситуацию.

Но в 2015 году ситуация изменилась, когда колумбийское правительство поставило под сомнение результаты Sea Search Armada.

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос объявил, что ВМС Колумбии обнаружили «настоящие» обломки с помощью автономного подводного аппарата, британских консультантов по морской археологии и Океанографического института Вудс-Хоул США. Конечно, они мало что раскрыли о точном местоположении обломков из-за опасений по поводу мародёров.

Учитывая, что стоимость сокровища оценивалась от 4 до 20 миллиардов долларов, казалось, что колумбийское правительство только что заработало состояние. Но было неясно, принадлежит ли им на самом деле.

Продолжающаяся битва за кораблекрушение в Сан-Хосе
С 2015 года ряд неинвазивных кампаний обследовал затонувший галеон, некоторые детали которых были опубликованы в журнале Antiquity в июне 2025 года. Исследователи, по сообщениям, обнаружили «монеты ручного чекана неправильной формы — известные как cobs на английском и macuquinas на испанском», которые «служили основной валютой в Америке более двух столетий», что подтверждает дополнительное доказательство того, что эти обломки были Сан-Хосе.

Хотя до сих пор неясно, сколько из предполагаемого сокровища судна сохранилось после атаки британцев и веков лежания на морском дне, опубликованные изображения кораблекрушения показывают многообещающие улики, такие как золотые монеты, синий и белый фарфор и бронзовые пушки.

Однако, помимо потенциальной денежной стоимости, обломки имеют значительную археологическую ценность, что делает спор о собственности ещё более сложным.

Колумбия заявила права на San José, утверждая, что обломки обнаружили ВМС Колумбии, и судно затонуло в колумбийских водах. Однако Испания возразила, что San José был испанским военно-морским судном и должен оставаться собственностью Испании. Тем временем коренные народы из Боливии и Перу заявляют, что должны получить хотя бы часть сокровищ судна, поскольку большая часть сокровищ была разграблена испанцами из шахт в Андах.

На протяжении всего этого Sea Search Armada утверждала, что первой обнаружила обломки и имеет договорные права на часть его содержимого.

Другие же, включая многих археологов, считают, что судно следует исследовать лишь в ограниченном объёме на морском дне, учитывая возраст сокровища и сотни погибших, когда корабль затонул.

Правительство Колумбии выразило интерес к поднятию обломков и размещению их содержимого в музее, но вопросы по восстановлению, сохранению и владению остаются до сих пор отчасти нерешёнными. По состоянию на ноябрь 2025 года в Сан-Хосе было найдено лишь несколько артефактов, включая пушку, фарфоровую чашу и монеты.

Пока что сам Сан-Хосе остаётся на дне океана, его предполагаемое сокровище хотя бы частично сохранилось, а его окончательная судьба неизвестна.
Автор: Остин Харви | Редактор: Жаклин Энглис
(в пересказе)

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции Некоммерческое сообщество журналистов Non profit

No comments :