Китай, Россия и "международные правила"



Россию и Китай связывает тесное стратегическое партнерство, но у них очень разные взгляды и поведение на мировой арене. (SCMP)
В прошлом месяце в Москве прошел второй Форум многополярности, в котором приняли участие представители 130 стран. Во время ужина на форуме высокопоставленный российский чиновник спросил китайского представителя, почему Китай смог подняться в рамках западных правил, а Россия может достичь своих целей, только отменив эти правила. Этот вопрос подчеркивает недовольство России тем, почему она не может интегрироваться в Европу, несмотря на то, что ее лидеры считают себя частью Европы.

Как Китаю это удалось? Манипулируя правилами? Конечно, нет. Пекин играет по правилам. С момента вступления во Всемирную торговую организацию Китай быстро развивался.
Однако она продвинулась вперед не только потому, что извлекла выгоду из правил глобализации и других международных норм. Свою роль сыграли трудолюбие и мудрость китайского народа, огромные размеры страны, преимущества социалистической системы с китайской спецификой.

Необходимо сравнить западную концепцию «международного порядка, основанного на правилах» с мировоззрением развивающихся стран. Например, во время панельной дискуссии на 60-й Мюнхенской конференции по безопасности в феврале министру иностранных дел Индии Субраманьяму Джайшанкару был задан вопрос о том, что его страна покупает нефть у России, а затем экспортирует ее в Европу, несмотря на западные санкции против Москвы.

«Разве это проблема?» — ответил он. «Почему это должно быть проблемой? Если я достаточно умен, чтобы иметь несколько вариантов, вы должны восхищаться мной». Реплика Джайшанкара вызвала улыбку у госсекретаря США Энтони Блинкена, который также участвовал в дискуссии.

Это дает некоторое представление о том, насколько по-разному страны БРИКС и Запад смотрят на правила. Однако существуют различия и между странами БРИКС – Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой. Изучение этих различий важно для понимания основанного на правилах международного порядка, китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства и координации, а также того, как происходит сотрудничество в рамках многосторонних групп, таких как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества.

 В частности, между Китаем и Россией существуют серьезные различия во взглядах на международные правила.

Во-первых, Китай стремится к гармонии и общему благу, в то время как Россия стремится к разногласиям, что уходит корнями в евразийство. Россия пыталась интегрироваться в Европу, но ее не приняли. Как представитель восточной цивилизации, Китай явно отличается от Европы. История Китая изобилует обменами знаниями между цивилизациями, что указывает на то, что он сосредоточился на стремлении к гармонии.

Во-вторых, Китай – это культура тайцзицюань, где акцент делается на давлении на противника без применения силы. Россия, однако, является «медвежьей» культурой. Например, в рекламных роликах кампании президента России Владимира Путина по переизбранию в 2024 году на кадры с медведями накладываются речи Путина о том, что «тайга не сдается», что указывает на то, что Россия будет защищать свой дом и не отступать в борьбе с врагами.

В-третьих, Китай использует правила мирового порядка и стремится усвоить их своими действиями и идеями. Россия, напротив, является продуктом экстернализации, расширившись до того, чем она является сегодня, под значительным влиянием Монгольской империи.

В-четвертых, Китай и Россия расходятся не только по международному праву и нормам, но и по-разному ведут себя на мировой арене и поэтому получают разные результаты. Китай делает упор на инклюзивность, в то время как отношения России с Западом всегда были более конфронтационными.

В-пятых, Китай издревле подчеркивал важность взаимоотношений и всего мира. Россия, с другой стороны, больше сосредоточена на себе.

В-шестых, Китай обладает сравнительно сдержанным национальным характером, унаследованным с первых дней его существования как земледельческая цивилизация с оседлым образом жизни. Русские унаследовали от своих предков-кочевников склонность к переселению в поисках экспансии.

В-седьмых, две страны расходятся во взглядах. Когда дело доходит до взаимодействия с другими странами, китайская культура подчеркивает важность поддержания справедливости перед лицом правонарушений. Между тем, подход России часто заключается в том, чтобы обыграть других в их собственной игре.

В-восьмых, Китай сам соблюдает международные правила, а не просто просит других следовать им. В Китае есть распространенная поговорка, что ничего нельзя достичь без норм или стандартов. Россия требует от других следовать международным правилам и считает себя освобожденной от этих правил.

В-девятых, Китай смотрит в будущее и ненавидит империалистическое мышление. Россия склонна оглядываться назад, сосредотачиваясь на возвращении утраченных территорий и сохранении своего империалистического мышления. Например, Россия чувствует себя виноватой в падении Берлинской стены.

Когда Германия воссоединилась, Запад сделал все возможное, чтобы создать у Москвы впечатление, что НАТО не будет расширяться за счет стран к востоку от Германии. Тем не менее, россияне считают, что Запад обманул Советский Союз и нарушил свои обещания, добавив новых членов.

Наконец, Китай стремится улучшить международный порядок, в то время как Россия хочет бросить вызов Западу и однополярному миру. Один религиозный лидер, присутствовавший на Форуме многополярности, сказал мне, что главный епископ России, патриарх Московский Кирилл, оказал огромное влияние на планы Путина по изменению мирового порядка. Согласно этим планам, Россия сначала объединится с Китаем, чтобы разрушить НАТО. Тогда Россия возродит Восточную Православную Церковь и вместе с исламским миром станет великим освободителем.

Подчеркивание этих различий не означает, что китайско-российские отношения выставляются в негативном свете. Скорее, их следует иметь в виду при изучении двусторонних отношений и положения двух стран в глобальной системе.
Автор: Ван Ивэй является профессором кафедры Жана Моне и директором Института международных отношений Народного Университета Китая
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции 
Некоммерческое сообщество журналистов

Комментариев нет :